Ассоциативные цепочки

Теперь, когда вы знаете, как мозг может обеспечить вас потоком воспоминаний, мгновенно вызванных одним только словом, пора сделать следующий шаг и рассмотреть создание связей между двумя словами, никакой очевидной связи не имеющими. Мы говорили о воображении и о том, как создавать ассоциации, обращаясь к своему прошлому. Теперь, объединив эти два момента, вы, надеюсь, получите ключ к основным умениям и навыкам в искусстве запоминания.

Без ориентиров в своем прошлом вряд ли возможно создать связь между любыми двумя понятиями (независимо от того, являются ли они абстрактными понятиями, объектами или действиями). Прошлое предоставляет вам опыт, и следует использовать его, чтобы проложить пути от одного явления к другому. Все в жизни совмещается, как кусочки мозаики. Чтобы добраться от одного кусочка к другому, нужно собрать их по порядку. Самый эффективный способ создать этот путь — использовать как можно меньше кусочков мозаики, чтобы найти самые очевидные связи в вашем банке сведений.

Скажем, я хочу запомнить два слова: стена и курица. Поток воспоминаний, связанных для меня с этими словами, бесконечен, и нужно только найти путь, который свяжет то и другое в моем сознании.

Стена наводит меня на мысли об альбоме группы Pink Floyd, о стене, на которую я залезал в детстве, о стене, через которую я имел обыкновение перепрыгивать по пути из школы, и так далее. Поскольку ассоциации идут сплошным быстрым потоком, я натыкаюсь на самую очевидную связь: традиционная детская песенка «Шалтай-Болтай сидел на стене». Эврика! Шалтай-Болтай сидит на стене, и он — яйцо, а яйца несут куры. Воображение помогает мне визуализировать курицу, снесшую Шалтая-яйцо на стене. Я придаю ассоциациям яркости, вспоминая себя в детстве распевающего эту песенку, и автоматически представляю, как «маленький я» хихикаю, вообразив, как курица сносит Шалтая. Может быть, на самом деле, такого и не было в моем прошлом, но связи между маленьким мной и песенкой достаточно, чтобы создать логический сценарий для такой моей реакции. Все это кажется трудоемким и многословным, но на практике, чтобы построить эти связи, моему мозгу нужно не намного больше секунды.

Вот другой пример: ручка и суп. Каким образом соединить их так, чтобы запомнить и то и другое? Свободное ассоциирование и воображение позволяют мне придумывать следующие варианты: ручкой пользуются, чтобы размешать суп (возможно, цвет супа меняется, смешиваясь с чернилами из ручки); ручкой рисуют узор или, возможно, пишут какое-то слово в густом супе; можно заправить ручку супом вместо чернил, чтобы написать письмо; можно тянуть суп через ручку, как через соломинку, и так далее. Хотя в этом примере нет очевидной связи с моим прошлым, все ассоциации основаны на моем опыте и понимании того, что такое ручка и что такое миска супа. Память и ассоциация неразделимы.

Если вы делаете подобное впервые, вам придется хорошенько подумать над некоторыми парами слов. Задача в том, чтобы позволить вашему мозгу несмотря ни на что находить требуемый ему общий знаменатель, не давая при этом вмешиваться предубеждениям или предвзятому мнению. Во времена Бетховена еще не изобрели мобильные телефоны, но все же можно представить, как композитор звонит своему агенту; или, если ваш мозг предпочитает звуковые сигналы, вы, возможно, вообразите свой мобильник, из которого звучит Пятая симфония Бетховена. Все, что от вас требуется, — это ухватить тот общий знаменатель, который первым пришел вам в голову. Постарайтесь не создавать слишком уж странные или фантастические связи — нет необходимости чрезмерно напрягать творческое мышление. Чем более естественным и логичным кажется предполагаемый сценарий, тем вероятнее, что две половины вашего мозга работают в гармонии и что разум примет и запомнит придуманные ассоциации.

Post Author: admin