Как не потерять нить беседы

Хотя в детстве мне говорили, что у меня дислексия, я полагаю, что более точным диагнозом был бы синдром дефицита внимания (СДВ). Я не мог сосредоточить внимание ни на чем из того, чему меня учили: имел обыкновение наблюдать, как шевелятся губы учителей, и понимал, что они о чем-то рассказывают, но моя мысль витала в далеком воображаемом мире, перемещая меня куда угодно за пределами класса. С вами, возможно, не было такого в школе, но, подозреваю, очень немного людей на свете могут сказать, что их внимание никогда не отключалось во время собрания, лекции или, может, даже во время особо скучного спортивного матча, шоу или концерта.

Мне даже немного стыдно рассказывать, что моя неспособность сконцентрироваться распространялась и на общение с друзьями и семьей. Долгое время, чуть ли не до двадцати лет, меня называли Домиником-мечтателем. Трудно объяснить, но я был очень рассеян. Я не осознавал, что отключаюсь во время беседы — это происходило само. Даже если я пытался придерживаться нити разговора, мой разум все равно блуждал. Держаться в колее беседы — замечательное умение, независимо от того, чем вы занимаетесь (оно необходимо, например, политическим деятелям и адвокатам для выполнения их работы; остальные же должны вести себя таким образом просто ради приличия!). Вот вам еще один отличный способ попрактиковаться в навыках памяти в повседневной жизни.

Годы научных исследований показали, что по сравнению с мозгом тех, кто не страдает рассеянностью, у людей с СДВ электрическая активность в предлобной доле мозга снижена, а корковый кровоток замедлен. Считается, что именно по этим причинам людям, страдающим СДВ, так трудно сконцентрироваться.

В наши дни врачи назначают стимулирующее лечение, пытаясь корректировать это состояние у детей. Цель терапии — ускорить деятельность мозга в достаточной мере, чтобы способствовать вниманию и концентрации, но не настолько, чтобы вызвать неустойчивое поведение.

Лечение не устраняет заболевание полностью, но, судя по всему, действительно облегчает симптомы СДВ. Однако в мое время лекарств еще не было, и я считаю, что преодолел свой недуг исключительно благодаря тренировке памяти. Сейчас я в состоянии слушать и запоминать содержание беседы или лекции независимо от того, насколько она скучна. Случается, что я все же отключаю внимание, — как и все мы, — но различие в том, что я делаю это сознательно. Другими словами, я отключаюсь по собственному желанию, а не потому, что ничего не могу с этим поделать.

Остановлюсь на двух моментах. Во-первых, я уверен, что тренировка памяти повысила мою способность к концентрации. Но, кроме того, я могу применять свои навыки запоминания намеренно, чтобы не упускать деталей информации, которая ко мне поступает. Каким образом?

Когда вы кого-то слушаете, попытайтесь выделять сегменты беседы и преобразовывать их в ключевые образы. Затем мысленно расставляйте образы в нужном порядке. Думаю, для короткой беседы лучше всего подойдет система «форма-цифра» (как мы увидим через минуту), хотя вы, возможно, предпочтете воспользоваться путешествием (я применяю его в случаях деловых встреч или длительных бесед).

Систему «форма-цифра» можно применить следующим образом. Скажем, мой личный секретарь звонит мне по поводу назначенной встречи с клиентом. Чтобы запомнить поданную ею информацию, не прибегая к помощи ручки и бумаги, я мысленно нумерую все детали. Каждая цифра становится формой-образом, которая дает мне положение детали и нечто, что может взаимодействовать непосредственно с ассоциацией, связанной с этим элементом. В сущности, я использую форму цифры как зацепку, к которой крепятся фрагменты информации в нужном порядке.

 

Вот пример:

«Добрый день, Доминик. Только что я получила подтверждение из отеля, где вы останавливаетесь сегодня вечером. Это «Виктория-Хотел» на Бери-стрит».

1. Я воображаю королеву Викторию со свечой в руке, стоящую на краю разверстой могилы (Bury-Street (англ.) — Кладбищенская улица). Свеча — форма для цифры 1, а образ разверстой могилы, понятное дело, поможет мне не забыть название улицы.

«Когда приедете туда, спросите у портье вашего клиента, мистера Тэйлора. Он отвезет вас на обед; там же вы сможете обсудить контракт».

2. Я воображаю лебедя (форма для цифры 2) с портновским метром вокруг шеи. Имя Тэйлор (Taylor (англ.) — портной) всегда ассоциировалось у меня с мерной лентой, какой пользуются портные.

«Дополнительная информация для вас: мистер Тэйлор увлекается стендовой стрельбой, а его любимый ресторан — Коконат-Гроув. Именно туда он отвезет вас».

3. У меня возникает образ моего клиента в наручниках (моя форма-образ цифры 3), а себя я представляю стреляющим по кокосовым орехам, падающим с неба (Coconut Grove (англ.) — кокосовая роща).

«Я просила бы вас, как только согласуете цену с мистером Тэйлором, послать мне текстовое сообщение на номер 3512».

4. Я представляю себя в лодке (форма цифры 4) с Клинтом Иствудом (35 = СЕ), который выполняет финты шпагой. Клинт выполняет действие Антонио Бандераса (12 = АВ), звезды фильма «Маска Зорро».

Я способен строить такие изображения в уме мгновенно — но это приходит только с практикой. Попытайтесь запомнить ключевые пункты следующей своей беседы. Если вам это удастся, будьте уверены: вы не только сможете произвести впечатление на человека, который говорил с вами, запомнив все, что он сказал, — вы также получите ценную возможность потренировать свою память.

Post Author: admin