Метод связи

Давайте возьмем первые пять слов из теста, который я просил вас выполнить в начале. Вот эти слова: скрипка, рыцарь, чемодан, ожерелье, снежок. Если мы следуем принципу, что все что угодно можно связать со всем чем угодно, то для запоминания этого списка вам нужно всего лишь создать связь между всеми его пунктами. Представьте, что слышите мелодичные звуки скрипки, на которой играет рыцарь. Мысленно вы видите, как неудобно ему держать скрипку под подбородком — мешают доспехи. У его ног стоит чемодан, возможно, яркой расцветки, а может быть, побитый и старый. Вы открываете чемодан и находите драгоценное бриллиантовое ожерелье — солнечный свет играет в гранях бриллиантов, заставляя их ярко искриться; вам приходится щуриться от этого блеска. Когда вы отворачиваетесь, снежок ударяет вас в щеку — вы чувствуете укол холода. Помните, что чем больше тренируетесь в использовании всех чувств и эмоциональных реакций при создании ассоциаций, тем искуснее и быстрее ваш мозг будет их обрабатывать и тем лучше он будет запоминать связи.

Проиграйте в уме эту короткую сцену; добавьте, если нужно, еще какие-нибудь детали. Когда это удастся наилучшим образом (мои связи, конечно, не были самыми резонансными для вас), вам не составит проблемы повторить слова из списка, — в том числе и в обратном порядке, — просто проигрывая в уме историю. Если удается повторить слова по порядку в обоих направлениях, значит, список хорошо и надежно закреплен в памяти. Хорошо, а можете ли вы мгновенно вспомнить два слова перед и после слова «чемодан», не перебирая все пять слов по очереди? Если да, ваш мозг полностью усвоил и интегрировал новые сведения, так что теперь вы способны воспроизвести (вспомнить) их в любом порядке. Возможность запоминать, интерпретировать тем или иным образом и в случае необходимости восстановить сведения лежит в основе нашей оценки всего, что мы изучаем.

Преподавая метод связи, я спрашиваю своих студентов, сколько, по их мнению, времени они смогут удержать в памяти список из пяти слов. Большинство говорит, что уже через несколько минут забудут его, но вскоре они с удивлением обнаруживают, насколько ошиблись. Сомневаюсь, чтобы кто-нибудь достиг подобного успеха, просто заучивая слова многократным повторением.

Впрочем, это всего пять слов, так что давайте добавим еще два пункта и применим метод связи к следующим семи объектам: лодка, шина, пакет, кнопка, капуста, мышь, ботинок.

Я придумал такую историю. Вот я сижу в лодке, лениво дрейфующей по волнам спокойного моря. Приближаясь к берегу, я вижу, что в песке лежит шина. Я толкаю шину, она катится по песку и падает рядом с пакетом. Я разворачиваю пакет, чтобы посмотреть, что там внутри, и нахожу устройство с ярко-красной кнопкой.

Любопытство берет верх, и как только я нажимаю кнопку, из песка волшебным образом появляется капуста. Из капусты выскакивает напуганная мышь и удирает, чтобы скрыться в ботинке, который обнаруживается поодаль на пляже.

Больше всего меня привлекает то, что, в то время как зубрежка и повторение могут занять часы, и часто все равно дают неубедительные результаты, метод связи позволяет заучивать данные быстро (сколько времени ушло на то, чтобы вызвать в воображении историю? Секунд 30-40?) и воспроизводить их безупречно. Все дело в контексте. Метод связи придает значение несвязанным сведениям. Мы помещаем их в контекст, который прилагает их к реальному миру с некой формой логики, и они становятся запоминающимися.


Умственный трюк

Думаю, тут еще важно вести рассказ от первого лица. Помещая себя лично в повествование (вы не воображаете плывущим в лодке меня, вы видите себя), вы неким образом обманываете мозг, заставляя его верить, что этот случай на самом деле произошел с вами.

Однако так обмануть мозг можно, только если созданы максимально правдоподобные образы, а это значит, нужно использовать все органы чувств. Что вы видите, расслабленно дрейфуя на лодке? Что вы слышите, приближаясь к берегу? Чувствуете ли вы запах резины от шины, ведь она нагрелась на солнце? Какого цвета пакет? Как вы чувствуете песок под ногами, когда бежите по пляжу, догоняя шину? Чем более яркие ассоциации вы создаете, тем легче они возвратятся к вам.

Другая причина, успешного действия первого лица состоит в том, что если вы — часть истории, то именно вам принадлежат эмоции и ощущения, связанные с происходящим. Вы, вероятно, испытывали расслабление и удовольствие, мягко покачиваясь в лодке на спокойной воде. Возможно, почувствовали легкое беспокойство или тревогу, когда шина покатилась прочь. Вы, наверное, сначала немного опасались нажимать красную кнопку. Как только вы придадите своей истории ощущение человечности, уязвимости и «реалистичности», мозг сможет поверить, что это правда, и это поможет ему запомнить историю еще надежнее. Интересно, что ваш мозг — отдельные нейроны и цепи нейронов, из которых он состоит, — не может отличить реальную действительность от воображаемой. Только «вы», как разумное существо в целом, знаете правду — именно поэтому, на самом деле, относительно легко обмануть свой мозг.


Сила визуализации

Многие люди, обращавшиеся ко мне за помощью, высказывали опасения, что эти методы не подойдут для них, — они просто не верили, что у них есть творческий потенциал, необходимый для создания запоминающихся образов. Однако на самом деле важно помнить, что вещи, которые вы воображаете, не должны выходить за рамки возможного; или, по крайней мере, придерживайтесь определенной логики. То есть мыслите творчески, но не слишком уж фантастически. Ваши образы могут быть слегка причудливыми или необычными, но, хотя бы теоретически, совершенно вероятными или возможными. Согласен: маловероятно, чтобы кто-нибудь когда-нибудь мешал бы суп в тарелке ручкой; или что ручку можно заправить супом вместо чернил. Но нельзя сказать, что это абсолютно невозможно. Точно так же вспомните Бетховена с мобильным телефоном. Конечно, у Бетховена не могло быть мобильника, но если бы он его имел, то, вероятно, воспользовался бы им, чтобы позвонить своему агенту. В сценарии всегда должна присутствовать определенная логика; да, образы и связи должны быть интересными, но не невероятными.

Признаюсь: теперь, когда запоминание по ассоциациям стало моей второй натурой, мои мысленные образы отнюдь не всегда бывают проработаны во всех деталях. Иногда они имеют вид набросков — совпадают только цвет и форма; иногда напоминают мультфильм. Я, конечно, не создаю идеальные визуальные образы, а вызываю в воображении идеи и сценарии — картины, которых вполне достаточно, чтобы создать в уме связь. Но если вы только начинаете, рекомендую создавать как можно более полные образы; только когда вы по-настоящему уверенно освоите этот навык, можно переходить к сокращенному варианту.

 

Как стать рассказчиком

Есть и другой аспект метода связи, который мы еще толком не рассматривали: порядок. В базовом тесте, я просил вас запомнить не только слова, но последовательность, в которой они расположены. Кстати, если помните, вы были оштрафованы за то, что не повторили слова точно по порядку. Чтобы избежать штрафных очков, нужно провести связи от одного объекта к следующему в «правильном» порядке. Самый простой способ это сделать — придумать историю, которая включает в себя все пункты списка, один за другим. Она, как все хорошие истории, будет обладать собственной логикой, которая поможет закрепить в памяти порядок слов, поскольку последовательность их появления укладывается по смыслу в общий контекст. Проигрывая в уме эту историю, логически переходя от одного сценария к другому, вы также сможете вспомнить все пункты в правильном порядке. Если, воспроизводя список, вы пропустили какое-то слово, значит, связи в придуманной вами истории недостаточно крепки. Сделайте еще одну попытку.

Post Author: admin