Не все так просто

На примерах с клубникой и романом Пруста мы увидели не только то, что ассоциации могут возникать очень быстро, даже мгновенно, но и что создание ассоциаций — отнюдь не простой, одномерный процесс. Сначала в дело вступают эмоции. Возможно, до того, как вспомнить какой-то эпизод из прошлого, вы вспоминаете, что чувствовали тогда. Например, вспомните день, когда вы научились кататься на велосипеде. Когда я думаю об этом, первое, что мне вспоминается, — это чувство восторга (и легкой паники), когда я обнаружил, что в состоянии держаться на велосипеде сам. Как только эмоция оживит событие в памяти, приходит очередь ощущений. Запахи тоже сохраняются в памяти: обонятельные рецепторы (образования, воспринимающие запах) и части мозга, отвечающие за память и обучение, имеют тесные физиологические связи. Так что сначала вы можете вспомнить запахи, окружавшие вас в тот момент, когда вы крутили педали. А возможно, сперва на ум придут звуки — и вы вспомните ветер, свистевший в ушах. С другой стороны, подумайте, как отрывок мелодии может сделать воспоминание ярче (часто музыка вызывает более сильную эмоциональную обратную связь). Или, возможно, вам прежде вспомнится пейзаж — ваша память, должно быть, сохранила четкий образ того, как выглядела местность вокруг вас, особенно если там было что-то яркое, заметное или неожиданное.

Когда я учу студентов умению свободно ассоциировать, я прошу их вспомнить не первый раз, когда они сели на велосипед, а свой первый день в школе. Попробуйте и вы. Может быть, у вас сохранились смутные воспоминания о том, как вы первый раз вошли в школьное здание, и, может быть, вы мельком вспомните лицо учительницы, встретившей вас, но, уверен, первое, что вы вспомните ярко, — свои чувства. Помню, я был возбужден, но слегка испуган. Я в какой-то степени стремился туда, но, главным образом, мне не хотелось покидать дом, где было безопасно. Еще помню, что в классе я чувствовал радость, по крайней мере, в первый день. Помню, как много смеялся вместе со своими новыми друзьями. Потом приходят чувственные воспоминания. Помню запах гудрона на игровой площадке (запах, который до сих пор напоминает мне о первом школьном дне), трель звонка, позвавшего нас на первый урок, и даже вкус молока в школьной столовой — оно, казалось, было более густым и сливочным, чем дома. Помню прикосновение к холодной, как лед, молочной бутылке, помню, что тонкая соломинка, через которую мы пили, проткнув ею блестящую крышку бутылки, была именно синего цвета.

Если вы сможете отточить свои природные способности так, чтобы создавать связи и оживлять эпизоды из прошлого с помощью эмоций и ощущений, а также с помощью логики и творческого потенциала, то облегчите для мозга процесс запоминания новой информации, сделав «запечатление» мгновенным, ярким и отчетливым. Кроме того, вы привыкнете к чувству, что мозг создает очень быстрые связи, и станете доверять им. Мгновенное ассоциирование – важный аспект тренировки памяти потому, что первые ассоциации окажутся самыми надежными.

 

Мысли по поводу: мои самые ранние воспоминания

Слова пробуждают воспоминания, и всякий раз, когда я слышу словосочетание «детская кроватка», обнаруживаю, что меня уносит к моим самым ранним воспоминаниям. Мне, должно быть, около двух лет, и я в бесконечным потоке энергии трясу прутья решетки своей кроватки, наслаждаясь ощущением от подпрыгивания вверх-вниз. Могу даже вспомнить, как мама говорит мне, что, похоже, я разминаю мышцы, как боксер у барьера ринга. Меня всегда поражало, как много воспоминаний хранится в самых глубоких тайниках мозга и как далеко в прошлое может унести нас память, если позволить мысли бродить свободно.

Post Author: admin