Новинки автосалона

100 лет назад считалось, что автомобиль — это тяжёлая конструкция из прочного металла с мощным и звучным двигателем. Управлять ею должен специально обученный человек в фуражке и кожаных перчатках. А великий Генри Форд на десятилетия ввёл в автоиндустрию моду на расизм, заявив, что настоящий автомобиль может быть любого цвета при условии, что он чёрный.

Сегодняшняя реальность показалась бы Форду полной абсурда. Самые дорогие и престижные автомобили делают из алюминия и пластика. Их моторы должны быть в первую очередь экономичными и экологичными, а на борьбу с шумом из моторного отсека тратятся миллиарды долларов в самых продвинутых исследовательских центрах.

Ни фуражка, ни перчатки для управления этими чудесами техники больше не требуются. Собственно, и человек за рулём уже становится скорее формальностью — новые авто под завязку нафаршированы электроникой, которая не только следит за безопасностью движения, но и сама способна управлять автомобилем.

Да и чёрный цвет вышел из моды. Например, на Детройтском автосалоне, который в этом году проходит 13 — 26 января, ни одна из новинок, включая Mercedes С-класса и BMW МЗ, не были показаны в чёрном цвете. Производители предпочитают серый, белый, серебристый, но ни в коем случае не тот, который считал единственно возможным отец автомобилестроения.

Новинки автосалона показали, что в 2014-м производители постараются сделать автомобили легче и умнее, используя больше композитов и алюминия вместо обычного металла. Кроме того, автогиганты надеются если не вовсе попрощаться с бензином, то по крайней мере потеснить его позиции при помощи гибридных установок и дизеля, на котором уже можно ездить не только экономно, но и быстро.

Нашествие гибридов

Электромобили — это будущее, Но приближать его большинство производителей не спешит. Сегодня их главная ставка — гибридные автомобили, использующие два типа двигателей, чаще всего бензиновые и электромоторы. Некоторые модели, например Toyota Prius, уже стали культовыми. Зарекомендовали себя гибриды и в премиум-сегменте, их активно продвигают такие бренды, как Lexus.

На гибриды приходится не более 3% мировых автомобильных продаж, но уже в 2014 году этот показатель может вырасти до 5 — 6%, а некоторые эксперты предрекают и более стремительный рост. Такие модели лишены недостатков бензиновых авто (большой расход топлива и высокая цена за километр) и проблем электромобилей (отсутствие комфорта и динамики, малая автономность).

В 2014-м проявит себя новый тренд — появление гибридов, электромоторы которых можно заряжать не только от бензинового двигателя, но и отдельно — как традиционные электромобили. Владелец может использовать два типа заправок — бензиновые и электрические.

Продвижению нового типа гибридов способствует бурный успех модели Chevrolet Volt: в мире продано уже более 60 тыс. экземпляров этих машин.

Аналогичными моделями уже обзавелись Chevrolet, Ford, Porsche, Honda и Mitsubishi. К гонке постепенно присоединяются и остальные. Включая недавно представленные суперкары McLaren PI и Porsche Panamera.

Собственные мозги

Люди пока не готовы доверить жизнь бездушной машине, поэтому время автопилотов ещё не настало. Однако опираться на подсказки бдительных датчиков и систем безопасности не прочь даже опытные водители. В связи с этим всё более заметным трендом становится оснащение автомобиля дополнительными системами безопасности.

Пионером здесь является Volvo. Недавно эта компания представила новую систему круиз-контроля,  которая способна сама определять  препятствия на пути автомобиля  (это могут быть животные, пешеходы и т. д.), снижать скорость и даже  притормаживать перед ними.

Системы слежения за трассой  представлены в моделях Audi,  Mercedes и Lexus, но в Volvo пошлется на дорожную разметку (что, к слову, делает машину бесполезной на большинстве дорог в Украине).

Тогда как система, разработанная Volvo, способна видеть края дороги, бордюры и прочие ограничители движения и уводить автомобиль от их пересечения или столкновения с ними.

Ещё одно новшество в безопасности движения, которое вскоре может стать стандартной функцией, — контроль за бодрствованием водителя. Компьютер изучает привычки человека во время вождения и, заметив, что водитель начинает вести себя неадекватно, например, что его реакции становятся запоздалыми, выводит на экран напоминания о необходимости отдохнуть. Такая функция уже принята на вооружение Volvo, а также появится в новых моделях Ford.

 

Бумбокс на колёсах

На повестке дня более тесная интеграция электронных систем развлечений автомобилей с гаджетами их владельцев. Причём битва развернулась нешуточная: Apple и Google соперничают за внимание со стороны автогигантов, требуя, чтобы электронные системы развлечения в авто в первую очередь работали с определённой операционной системой.

Так, Apple ещё в прошлом году внесла ряд изменений в свою мобильную платформу iOS, на которой работают iPhone и iPad, с целью облегчить её взаимодействие с автомобилями. Среди нововведений не только удобство воспроизведения музыки и навигация, но и голосовое управление с помощью интеллектуального помощника Siri. Со своей стороны, инициативу поддержали более десятка крупных автопроизводителей, включая Nissan, Jaguar, Ferrari, Chevrolet.

Google не остался в долгу, создав альянс с Audi, Honda, Hyundai для продвижения в автомобилях своей мобильной платформы Android. Функциональность здесь примерно та же — музыка, навигация, голосовое управление.

 

Тотальное похудение

Один из самых старых автомобильных трендов продолжает оставаться доминирующим — автомобили по-прежнему «худеют».

Ещё в 1970-х производители стали заменять металл на пластик, добиваясь сокращения расхода топлива без снижения мощности двигателя. Со временем это позволило добиваться впечатляющих динамических характеристик на авто с довольно слабыми по традиционным меркам двигателями.

В 1990-х произошёл новый виток прогресса. Помимо пластика в автостроении стали активно использовать алюминий в элементах кузова.

Сегодня пришло время ещё более революционных материалов. Таких как высокопрочные стали, позволяющие делать элементы кузова тоньше и легче при прежней жёсткости, и углеродное волокно — материала, обладающего прочностью металла и лёгкостью пластика.

Самый популярный автомобиль в США — пикап Ford F-150 — в этом году выйдет в обновлённой версии, его кузов будет выполнен преимущественно из алюминия. А новый электромобиль BMW i3 и вовсе демонстрирует радикальный подход к конструкции кузова. Пассажирский отсек полностью выполнен из углеродного волокна, на безопасности людей это не отражается, зато масса авто снижена на две сотни килограммов.

 

Корейское нашествие

Японские производители, которые всегда были в фаворе у прессы, растеряли былое величие, а вместе с ним и оглушительные продажи.

Дела идут неплохо лишь у Toyota, Honda и Nissan, отмечают эксперты, в то время как Mazda, Mitsubishi и Subaru на американском рынке довольствуются крохами. Поговаривают даже о полном уходе с американского рынка. В частности, такой исход в 2014-м предрекают Mitsubishi. Ещё одной компанией, которая может в этом году покинуть американский авторынок, является не менее легендарный бренд Volvo.

Всему виной корейцы. По итогам 2013 года Hyundai оказался на 4-м месте в рейтинге крупнейших производителей автомобилей с 7 млн произведённых авто и $7 млрд чистой прибыли.

Корейцы повторили удачную стратегию японских компаний 1980-х. Те долго создавали себе репутацию, производя недорогие авто с хорошими потребительскими свойствами. А затем начали потихоньку наращивать премиальность. В ближайшие годы топовые модели Hyundai будут конкурировать уже не с Toyota, а с Lexus, указывают аналитики.

В Европе у корейцев дела тоже идут неплохо, хотя и не так блестяще, как в США. Верные традициям европейцы по-прежнему любят Volkswagen и Peugeot. Однако и здесь новые модели Hyundai и Kia с каждым годом поднимаются в рейтингах продаж.

В Украине корейцы уже давно на коне. Больше продают только дешёвых ВАЗов и Ланосов местного разлива. А с традиционными лидерами продаж — Skoda, Volkswagen, Renault — корейцы идут ноздря в ноздрю. Такие модели, как Hyundai Accent и Kia Rio, не покидают десятку самых продаваемых автомобилей.

 

Привычка жениться

Автоиндустрия привыкла к частым бракам и разводам её участников, а также к мелким интрижкам и внебрачным детям. В 2014-м слияния и поглощения приведут к появлению ряда интересных новинок.

Mercedes начнёт использовать в своих компактных моделях двигатели производства Renault. Взамен немецкий концерн предоставит альянсу Renault-Nissan свою платформу для В-класса, на которой будет построена новая модель Infinity. Аналитики предсказывают, что все три компании станут выпускать компактные авто на единой платформе, а их продажи достигнут 1,5 млн ежегодно.

Другим примером успешного сотрудничества становится совместная разработка двигателей BMW и Peugeot. Но кроме французской компании баварцы обзавелись ещё одной связью на стороне. В нынешнем году европейские покупатели компактного минивэна Toyota Verso смогут выбрать в качестве опции дизельный двигатель BMW.

 

Дёшево, но приятно

Бюджетные машины не обязаны быть пустышками — их комплектация не должна быть рассчитана на спартанцев. Это один из самых заметных трендов нынешнего года, хотя вряд ли его в скором времени ощутят покупатели из стран третьего мира, к которым принадлежит и Украина.

Конкуренция в сегменте недорогих авто обостряется. Из-за чего производители всё чаще включают премиальные функции даже в базовые комплектации своих бюджетных моделей. Так, в США в 2014-м покупатели недорогих моделей Ford Fiesta смогут получить мультимедийную систему с 7-дюймовым сенсорным экраном, а покупатели бюджетного Chevrolet Spark — спутниковое радио и доступ к облачным музыкальным сервисам Pandora и Amazon Cloud Player.

В Украине таких чудес ждать не стоит. В комментариях Фокусу представители нескольких производителей сказали, что в определённых случаях даже базовые модели могут иметь навороченные комплектации. Однако спрос на них невелик. Украинцы предпочитают экономить на «фарше», отмечают они.

 

Время дизеля

Дизельные двигатели давно перестали быть вонючими тарахтелками, не способными доставлять удовольствие от вождения. Они не только экономичны, но и пригодны для динамичного вождения.

В Европе дизель уже побеждает (более 60% всех продаж новых авто), а в США и других регионах этот процесс только начинается. Наибольший спрос — на немцев, активно продвигающих свои дизельные модели. Однако всплеску популярности дизелей больше способствует внимание к этой технологии со стороны других производителей. Так, американские аналитики отмечают, что обновлённые Mazda 6 и Chevrolet Cruze с двигателями на тяжёлом топливе могут стать настоящими бестселлерами.

Не останется в стороне от этой тенденции и Украина. За прошлый год доля дизельных авто от общего количества приобретённых в стране выросла с 14 до 19%.

Отчасти рост спроса вызван стремлением приобрести более экономичные авто, но главной причиной всплеска интереса к дизелям эксперты называют введение прошлой весной спецпошлин на импорт в страну легковых автомобилей с бензиновыми двигателями. Ставка пошлины на бензиновые двигатели в самом популярном диапазоне объёмов (1,5-2,2 л) составляет 12,95%. Как следствие — у многих производителей цены на бензиновые авто сравнялись с дизельными, и чаша весов при выборе машины стала чаще склоняться в сторону последних.

 

Свободная рука

Эта тенденция казалась очевидной ещё 10 лет назад. Но настоящий перелом наступает только сегодня. Механические коробки передач отжили своё.

Автоматические коробки намного удобнее, но механика оказалась весьма живучей в силу того, что обеспечивала большую экономию топлива при прочих равных условиях (один и тот же автомобиль с тем же двигателем). Типичная ситуация десятилетней давности: машина с 5-ступенча-той механикой потребляла на 2 -3 лтоплива меньше, чем та же машина с 4-ступенчатым автоматом.

Ситуация изменилась с появлением 6-, 7- и даже 9-ступенчатых автоматических коробок передач, а также их новых разновидностей (роботизированные коробки, вариаторы). В сочетании с весьма поумневшими компьютерными системами управления новые автоматы обеспечивают потребление на уровне механических коробок передач, а то и ниже.

В США сегодня не более 6% новых машин продаются с механической коробкой передач. В Европе механики всё ещё продаётся больше (около 60% всех новых авто), но в основном в бюджетном сегменте.

Ярче всего тренд подтверждается ситуацией в сегменте спортивных авто — последней вотчине любителей механических коробок. Новая модель культового Chevrolet Camaro ZL1 с коробкой-автоматом быстрее, чем с механической. Аналогичных результатов добились инженеры BMW: МЗ 1 с роботизированной коробкой «трёшка» разгоняется до сотни на 0,2 сек. быстрее — это существенный аргумент для любителей драйва.

В Украине представители многих производителей уже говорят о том, что соотношение механики и автомата в продажах достигло 50/50. Последний сдерживающий фактор — разница в стоимости. В среднем автомат делает машину дороже на $1,5-2 тыс.

 

Сервисная революция

Технология 3D-печати, ставшая одним из главных событий в IT-индустрии, начинает распространяться и в других сферах. Эксперты предсказывают её приход и в автомобильную индустрию. 3D -печать давно используется для производства опытных образцов и прототипов, в том числе и концепт-каров, которые демонстрируются на крупнейших автомобильных выставках, говорит американский маркетолог Марк Морли. По его словам, в 2014 году речь пойдёт о другом использовании этой передовой технологии. И это будет настоящая революция. Разместив 3D -принтеры на сервисных станциях, производители смогут решить проблему с поставкой запчастей для ремонта автомобилей. Это существенно удешевит сервисное обслуживание и ускорит ремонт машин.

О конкретных планах производителей по запуску таких технологий пока неизвестно. Но учёные со своей стороны уже готовят фундамент для сервисов нового типа. Например, недавно голландская компания Metalsys запатентовала новый способ производства недорогого титанового порошка, который отлично подойдёт для печати автомобильных запчастей на 3D-npnHTepax. Другая технология, о которой много говорят в последнее время в связи с применением трёхмерной печати в автомобильной индустрии, связана с использованием инженерных термопластиков. Таким образом, сегодняшние технологии позволяют производить на месте как пластиковые, так и металлические детали для ремонта автомобилей, отмечают эксперты.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

Тест-драйв
Идеальный отдых
  • Как отдохнуть во время работы

    20.02.2017

    Перерыв – это важно. Прежде всего, надо понять, что это действительно нужно. Отдых отвлекает от работы, очищает голову, высвобождая пространство для новых идей, предотвращает сбои в работе организма. Хороший отдых – хорошая работа – хорошие деньги. Такая цепочка может стать... 
    Читать полностью

  • Лучшие страны для любителей пива

    17.02.2017

    Эстония Литров на душу в год: 99,7 Первая пивоварня в Эстонии открылась в XIII веке. Сейчас треть рынка находится под контролем Saku Brewery, основанной в 1820 г., еще треть — под контролем A. Le Coq Brewery, открытой в 1807 г. Остальное — импортная продукция международных пивоваренных корпораций. Австрия Литров... 
    Читать полностью