Практика чемпионата: имена и лица

Выиграв первый Чемпионат мира по запоминанию (или Мемориад, как его тогда называли), я вдруг оказался в центре внимания мировой прессы. Вскоре мне пришлось нанять менеджера, и после этого я начал давать интервью по телевидению и участвовать в телевикторинах, демонстрируя не только запоминание карт, но и показывая миру, что способен запомнить в лицо и по имени всех присутствующих.

Есть определенная специфика в том, чтобы славиться своей замечательной памятью: требуется все время демонстрировать ее. Перепутать чье-нибудь имя, находясь на приеме или обучая большую аудиторию способам улучшить память, было бы нелепо (да просто позорно!). Способность запоминать имена является для любого из нас важным социальным навыком, а для меня это еще и способ, каждый раз встречая новое лицо, оправдать перед ним свою известность. Запоминание имен и лиц — также один из раундов Чемпионата. Как и двоичные цифры, это может служить превосходной практикой для развития памяти.

Участникам Чемпионата мира по запоминанию предоставляются фотографии 100 человек с именами и дается 15 минут на запоминание лиц в сочетании с именами и фамилиями. Затем фотографии представляют опять — в новом, случайном порядке, а соревнующимся требуется правильно назвать людей. Должен сказать, имена не всегда бывают простыми! Участники соревнований приезжают из всех стран мира, поэтому только справедливо, что имена тоже из разных языков — а мы должны произнести каждое имя правильно, иначе потеряем очки! Можете представить, как этот навык бывает полезен в жизни, когда перед вами реальные люди.

Чтобы вы почувствовали, с чем имеют дело участники соревнований, привожу несколько имен из настоящего списка Чемпионата мира по запоминанию: Детлеф Соколовски, Хлелиль Эспозито, Альф Фогель, Гед Хотчински, Сиюлан Маджевски. Как видите, чтобы правильно запомнить их, требуется немалое мастерство.

 

Имена и ассоциации

Чтобы запомнить имена в сочетании с лицами, их, как и цифры, нужно перевести в образы. Допустим, вам представили мужчину по имени Руперт Уотте. Этот человек чем-то напоминает вашего дантиста — ухватитесь за эту ассоциацию и представьте его в белом врачебном халате. Какие связи можно провести с именем Руперт? Возможно, вам придет на ум какая-нибудь знаменитость: актер Руперт Эверетт или телевизионный магнат Руперт Мердок? Для меня Руперт будет Мишкой Рупертом, персонажем из комиксов моего детства. Я представляю сцену в кабинете своего дантиста: Руперт, одетый в белое, с зубоврачебным сверлом в руке. Фамилия Уотте (Watts) ассоциируется у меня с ваттами и электричеством, поэтому я воображаю, как Мишка Руперт меняет лампочку в этом же кабинете. В следующий раз, когда я встречу этого человека, он снова напомнит мне дантиста, и цепочка ассоциаций мгновенно приведет меня к его имени.


Связи и свойства

Что делать, если человек, которого вы встретили, никого вам не напоминает? В таких случаях я пытаюсь найти связь между некоторыми физическими чертами этого человека и его именем.

Например, я знакомлюсь с женщиной по имени Тина (Tina), и она небольшого роста — малютка Тина (tiny Tina). Ее фамилия Беллингем, и я представляю малютку Тину, звонящую в колокольчик, завернутый в ломтик ветчины.

Честно говоря, далеко не все имена предоставляют такие удобные связи с чертами внешности, но обычно есть хоть что-нибудь, за что можно зацепиться: у Руперта может быть зычный, как рупор, голос, а некто по имени Оливер может иметь кожу оливкового оттенка, или глаза, похожие по форме на оливки. Не страшно, если связь слабая — она служит просто небольшой визуальной зацепкой, вызывающей ассоциации, которые приводят к имени.


Улыбнись мне, Скопи

Не всегда именно внешние черты (сходство с кем-то или физические характеристики) определяют контекст запоминания имени. Иногда уже в самом имени содержится ключ. Например, если кто-то говорит, что его фамилия — Холмс, я могу поместить этого человека на Бейкер-стрит в Лондоне, где жил выдуманный сыщик Шерлок Холмс. Я снабжаю этого человека всеми связями с легендарным детективом, какие только приходят мне в голову. Я могу представить его (или ее) в охотничьей шляпе и с трубкой в зубах. Теперь мне нужно добавить в сцену имя этого человека. Если это мужчина по имени Питер, я представляю, как мой отец (тоже Питер) стучит в дверь дома 2216 на Бейкер-стрит, и ему открывает Шерлок Холмс. Если это женщина по имени Андреа, я представляю себе андроида, подающего чай Шерлоку Холмсу в его квартире.

 

«Добрый день, меня зовут Артур Станислофсачинколовспедетен»

Мы живем в многообразном, мультикультурном мире и все больше путешествуем, знакомясь с интересными людьми самых разных культур. Поэтому имена, и в особенности фамилии, часто представляют определенную трудность даже для такого искушенного в запоминании человека, как я. Чтобы удержать имя в памяти, мне порой приходится разбивать его на более удобоваримые частицы.

Например, фамилия Соколовски вызывает образ «носка на нижней лыже» (sock on a low ski). Продолжая тему носков, для Эспозито я могу представить дырявый носок, который «демонстрирует пальцы на ноге» (expose a toe). Придумайте ассоциации, которые помогли бы вам запомнить имя Артур Станислофсачинколовспедетен — какие странные и удивительные мысли придут вам в голову по этому поводу? Ваш мозг, как и мой, обожает находить закономерности и проводить аналогии, так что всегда есть способ создать ассоциацию, которая поможет вам запомнить имя. (Проведите тест на ассоциации, а завтра напишите эту фамилию на клочке бумаги и потом проверьте, насколько близка она к оригиналу. Удалось ли вам произнести ее правильно?)


Как запомнить всех людей в полном зале

Итак, что же я делаю, неожиданно познакомившись с человеком или выступая на чемпионате: как демонстрирую свое искусство в зале, полном людей? Я регулярно провожу презентации, и в качестве «гвоздя программы» запоминаю в лицо и по имени каждого из присутствующих. Если в зале около 50 человек, это довольно просто — их на два меньше, чем карт в колоде. В этом случае вместо того чтобы расставлять на маршруте путешествия карточных персонажей, я помещаю на каждом из этапов реальных людей с их приметами. Помните мой банк памятных путешествий? У меня есть несколько маршрутов по 50 этапов, которые я специально храню для запоминания имен; путешествия можно соединять, что я и делаю при необходимости, когда надо запомнить длинную последовательность карт.

Вот как это делается. Первый из присутствующих называет свое имя. Я немедленно помещаю его или ее на первый этап моего путешествия. Допустим, это автомобильная парковка рядом с моим гольф-клубом. Я представляю, как стою с этим человеком на парковке. Поразмыслив над данным образом, я повторяю имя вслух и внимательно смотрю человеку в лицо. Что сразу бросается в глаза? Может быть, курносый нос? Кудрявые волосы? Шрам на лбу или родинка над верхней губой? Может, он или она напоминает кого-то из моих знакомых или знаменитостей? Иногда мне достаточно подметить всего одну мелкую особенность во внешности или поведении, чтобы зацепиться за нее. Как только образ и ассоциация с именем сформировались, я перехожу к следующему этапу путешествия и к следующему лицу в зале. Так я продолжаю, пока не запомню в лицо и по имени каждого.

Эта система действует независимо от того, сидят ли люди в аудитории или переходят с места на место, поскольку я могу «поместить» лицо на нужный этап путешествия как только увижу его опять, даже если в действительности человек уже не сидит на том месте, где я запомнил его. Однако я обычно не запоминаю всю аудиторию или класс за один раз. У всех нас есть «порог забывчивости», за которым информация, которую мы запомнили, начинает размываться. Этот порог может варьироваться, в зависимости от того, что именно вы запоминаете: у меня он довольно высок в случае с цифрами (около 200) и картами (около 100), но знаю по опыту, что для имен и лиц мой порог — 15. После того как я запомнил 15-е имя и лицо, мне нужно повторить все путешествие до этого этапа, восстановив в уме свои шаги и ассоциации, чтобы убедиться в прочности связей. Иногда мне приходится просить кого-то повторить свое имя, поскольку первоначальная связь оказывается недостаточно прочной; я не люблю этого делать, но все же порой такое случается. Только после повторения я могу быть уверен, что пора переходить к следующим 15 присутствующим. Имейте в виду, что ваш собственный порог может быть больше или меньше. Важно опытным путем определить, где он проходит, и в соответствии с этим проводить повторения.

 

Повторение — мать учения

Сайты социальных сетей предоставляют прекрасную возможность проверить ваше умение запоминать имена и лица. Если хотите достичь в этом настоящего мастерства (а единственный способ для этого — практика), зарегистрируйтесь и выберите некоторое количество случайных имен и лиц, чтобы потренироваться в создании связей. Вскоре у вас разовьется свое собственное чутье на проведение аналогий.

Post Author: admin