Техники запоминания: просто для развлечения

До сих пор мы говорили о серьезной стороне тренировки памяти — о повышении уверенности и самооценки, развитии творческого потенциала, а также о том, как, применяя техники, облегчить свою повседневную жизнь. Однако обладание суперпамятью может также доставить массу удовольствия. Устроить показ фокусов на дружеской вечеринке — не только отличный способ похвастаться силой памяти, но также и прекрасная возможность попрактиковаться. Отправляясь на приемы и вечеринки, я знаю, что меня, возможно, попросят выступить, продемонстрировать чудеса памяти, которые заставят гостей ахнуть. Вот некоторые из моих любимых трюков — просто для забавы.

Возьмите карту… любую карту

Неудивительно, что на любой вечеринке я начинаю шоу с карточных фокусов. Перед приходом вы должны запомнить колоду карт, пользуясь методом путешествия; если кто-то захочет взять у вас колоду и перетасовать ее, не позволяйте этого делать (необходимо иметь наготове несколько острот, чтобы осадить любых скептически настроенных оппонентов, которые захотят забрать у вас карты, чтобы смешать). Достаньте колоду из кармана и разложите веером рубашкой вверх. Попросите кого-нибудь взять из колоды любую карту наугад. Когда это будет сделано, переверните и посмотрите карту, лежавшую поверх той, которую забрали. Допустим, вы увидели даму треф. Просмотрите свое предварительно заготовленное путешествие, чтобы узнать, где находится соответствующий персонаж, затем пройдите на этап вперед — и найдете карту, взятую из колоды. Назовите ее во всеуслышание.

Если вы овладели этим трюком, можете попробовать его вариацию. Предложите, чтобы кто-то разделил колоду на две части и поменял их местами (но не перетасовал!). Взглянув на карту, которая идет теперь последней в колоде, вы можете поразить свою аудиторию, сказав, что знаете, какая карта идет первой. Назовите ее и позвольте кому-то из присутствующих перевернуть ее под общий вздох восхищения. Теоретически с этого момента можно и дальше называть одну карту за другой по порядку — пока не закончится колода. Нужно просто начать путешествие с этапа карты, которая теперь идет первой в колоде, а не с самого начала. Если хотите действительно произвести впечатление, в начале фокуса попросите, чтобы колоду разделили еще и еще раз — если вы отслеживаете при этом нижнюю карту и не меняете последовательности карт в пределах каждого деления, то все равно сможете назвать их по порядку.

Другой карточный фокус состоит в том, чтобы определить недостающую карту в колоде. Вы запоминаете последовательность, как и прежде, заранее, а на вечеринке отворачиваетесь и просите, чтобы кто-то взял одну карту из колоды, не нарушая порядок остальных. Человек незаметно для вас прячет карту в карман. Обернитесь и попросите его медленно перевернуть одну за другой все карты в колоде и сложить их в стопку перед вами. Пока ваш ассистент выполняет вашу просьбу, вы мысленно проходите маршрутом своего путешествия. Вам сразу станет ясно, какой карты недостает, когда дойдете до нее, ведь вы будете ожидать ее появления на следующем этапе путешествия, а обнаружите пропуск. Не давайте ответа, пока не просмотрите все карты, чтобы продлить интригу!

Литературный феномен

Присутствующие обычно ожидают, что я буду запоминать колоды карт или имена и лица, но у меня есть еще один любимый фокус, несколько менее обычный. Если вы действительно хотите сбить с толку публику, запомните содержание целой книги — или, по крайней мере, создайте такое впечатление.

Во-первых, я прошу хозяина дать мне издание приблизительно на 100 страниц. Я беру его, перелистываю страницы одну за другой и через пять или шесть минут предаю книгу одному из гостей на хранение. После этого я заявляю, что прочитал всю книгу и выучил ее наизусть. Я прошу этого гостя возвратиться ко мне приблизительно через час с книгой в руке, а также приглашаю всех, кто хочет увидеть мою память в действии. Позже я прошу, чтобы гость прочитал мне несколько первых строк выбранной наугад страницы. Когда строки прочитаны, я сообщаю нетерпеливым гостям, на какой странице находится текст.

Как это делается? Просто! Когда мне дают книгу, я, листая ее, запоминаю отдельное слово из первой строки каждой страницы. Пробежав взглядом верхнюю строку на каждой странице, я вылавливаю слово, которое легко сформирует устойчивый, личный образ. С помощью метода путешествия я закрепляю образы по порядку на этапах маршрута. Чтобы фокус удался, первая страница книги должна соответствовать первому этапу путешествия, вторая страница — второму и так далее; тогда номер этапа, на котором расположен образ, сразу даст мне номер страницы. Пока книга находится на хранении у гостя, я делаю быстрый обзор ключевых слов и соответствующих им ключевых образов, чтобы с уверенностью выполнить трюк.

Конечно, чтобы фокус получился безупречно, вы должны досконально знать свои маршруты в обоих направлениях, а также номера ключевых этапов маршрута. Если соединяете два 50-этапных путешествия, чтобы получить 100 этапов, вам нужно хорошо потренироваться в преобразовании этапов второго маршрута в соответствующие номера страниц.

Однако необязательно знать наизусть номер каждого этапа, если у вас есть ключевые отметки. Например, на маршруте, которым обычно пользуюсь для этого фокуса, я мгновенно определяю 1-й, 5-й, 11-й, 13-й, 15-й, 21-й и 26-й этапы. 1,5 и 15 кажутся мне логичными вехами, all выделяется, на мой взгляд, потому что две цифры 1 похожи на рельсы, в то время как 13 — «чертова дюжина», а 21 — «ключ от двери». Таким образом, эти числа также западают мне в память. Наконец, 26 означает середину карточной колоды. Отталкиваясь от этих отметок, я могу пройти вперед или назад, к номеру нужной мне страницы.

Например, я воспользовался своим излюбленным путешествием для запоминания книг, проходящим по деревне, где я жил в детстве. Начинается он от нашего старого дома, идет через вересковую пустошь к гостинице, затем приводит к крикетной площадке и заканчивается в помещении сельского клуба. Всего в нем 100 стадий. Если кто-то читает первую строку выбранной наугад страницы, и я отмечаю слово «скрипка», образ скрипки немедленно появляется у меня в голове на соответствующем этапе — скажем, она прислонена к дубу, это в нескольких шагах перед площадкой для крикета. Я знаю, что площадка расположена на 21-м этапе маршрута и что дерево — за два до нее. Если я сделаю два шага назад от площадки для крикета, то окажусь на этапе 19. Итак, слово «скрипка» появляется на 19-й странице. Я отошел всего на две остановки назад от ближайшего маркера, вместо того чтобы идти вперед через все эти 19 этапов от начала путешествия. Готово! Чем быстрее вы сможете дать ответ, тем большее впечатление произведет фокус.

Когда вы станете настоящим мастером в этом деле, то сможете помещать по два образа на каждом этапе путешествия, чтобы запоминать книги большего объема. Однако вы всегда должны быть уверены, что каждая пара образов взаимодействует в нужном порядке. Так, если ключевые слова двух страниц соответственно «суп» и «лягушка», я представляю, как суп наливают в тарелку, где сидит лягушка; но, если сначала идет «лягушка», затем «суп», я воображаю лягушку, прыгающую в суп. Первое слово пары страниц всегда является субъектом, а второе — объектом образа, который я помещаю на маршруте. Хотя все это кажется сложным, мне понадобилось не так много времени, чтобы овладеть техникой — пришлось только удостовериться, что маршруты хорошо организованы, и немного поупражняться в математике в связи с размещением двух изображений (двух страниц) на каждом этапе путешествия.

Кроме того, можно (и, пожалуй, это еще больше впечатлит зрителей) проделать весь трюк наоборот: я рассказываю вкратце, о чем идет речь на странице, когда кто-то называет мне ее номер. На это требуется немного больше времени, потому что я должен прочитать больше текста, чтобы уловить смысл истории. Сделав краткий обзор страницы, я кодирую содержание в виде общей сцены, которую помещаю на маршруте путешествия. Когда кто-то называет мне номер страницы, я могу рассказать, о чем там идет речь.

Требуется определенная практика, чтобы все проходило без сбоев, но гарантирую, что восхищение, которое вы вызовете у публики, того стоит. Начните всего с 30 страниц или книги такого размера — и постепенно, приобретая уверенность и навык, дойдете до целого романа.

Post Author: admin