Заплатят все

Миндоходов планирует обязать украинский средний класс отчитываться о доходах. Все, чья зарплата превышает 13 тыс. грн., уже через два года будут вынуждены заполнять декларации.

Министерство доходов и сборов опубликовало масштабную концепцию декларирования доходов гражданами. Идею обязать население раскрывать свои доходы перед налоговыми органами профильный министр Александр Клименко (на фото) вынашивал давно, ещё со времён работы в Налоговой администрации. Пока что граждане Украины свободны от обязательства декларировать доходы: отчитываться о жалованье и других полученных в течение года материальных ценностях обязаны лишь чиновники.

Вероятность принятия этой инициативы налогового министерства довольно высока — ранее Миндоходов пролоббировало закон о трансфертном ценообразовании; идея снижения единого социального взноса для работодателей находится в активной разработке. Всё это звенья одной цепи, ради наполнения бюджета министерство пытается вывести из тени украинский бизнес и платёжеспособных граждан. Дать старт всеобщему декларированию планируют с 2016 года.

 

Конвертам — бой

В большинстве развитых стран налоги на доходы физлиц — основная статья поступлений в государственный и местный бюджеты. В США они обеспечивают до 45% всех сборов в федеральный бюджет; в странах Европы доля налога на доходы физлиц достигает 60%.

В Украине ставки налогов для граждан не меньше американских (около 37,6% дохода), но поступления в госбюджет составляют лишь его малую часть: в 2012 году — 15% в сводном бюджете и 27,1% — в местных бюджетах. За 11 месяцев 2013-го налог на доходы физлиц в сводном бюджете составил 16%. Данных по местным бюджетам пока нет.

В чём причина? Банальное уклонение от налогов. «Объём теневых зарплат в Украине достигает 150 миллиардов гривен», — говорит экс-замминистра социальной политики и труда, депутат BP от партии «УДАР» Павел Розенко.

По данным Госстата, в Украине работают около 20 млн человек, однако взносы в Пенсионный фонд платят лишь 14 млн. «Да и у тех, кто платит, большая часть зарплат в конвертах», — отмечает Розенко. Таким образом, Пенсионный фонд недополучает по меньшей мере 54 млрд грн. ежегодно, подсчитал депутат.

Сливки со всеобщего декларирования  Миндоходов  снимет на второй год после нововведения. В первый год украинцы должны будут сообщить налоговикам, каким  имуществом они владеют, какой ежемесячный доход получают за счёт зарплаты и других источников  поступлений. Также в декларации  будет необходимо указать, сколько  гражданин должен банкам и каким.  По этой, самой первой, декларации  никто никаких налогов платить не обязан.

На второй год чиновники должны  тщательно проанализировать, соответствует ли полученный населением доход объёму ранее уплаченного налога. Недоплатившие должны будут погасить штраф (его размер пока не определён) плюс неуплаченный налог. Более того, к злостным  уклонистам налоговики не постесняются прийти домой с проверкой.

В Миндоходов рассчитывают на то, что в Украине декларирование настолько повысит доходы госбюджета, что можно будет снизить ставку единого социального взноса (в среднем 37,6% от зарплаты). Клименко планирует уменьшить процент вдвое. Правда, при этом бюджет Пенсионного фонда на первых порах существенно потеряет в доходах. Исходя из бюджета за 2012 год, при снижении соцвзноса в два раза  потери составили бы почти 90 млрд грн. Что делать во время переходного периода, в Миндоходов ещё не придумали.

 

Кого коснётся

Во многих странах Запада отчитываться перед налоговиками обязаны все взрослые граждане. В Миндоходов изначально хотели пойти по такому же пути — обязать отчитываться о доходах каждого гражданина в возрасте от 18 до 65 лет (если пенсионер получает иные доходы помимо пенсии). Но потом отказались от этой идеи. Теперь в соответствии с планами Миндоходов общаться с налоговиками придётся лишь тем, чей заработок превышает 120 минимальных зарплат в год (по состоянию на начало 2014-го это 156 тыс. грн. в год или 13 тыс. грн. в месяц) либо имущество декларанта стоит больше 1200 минимальных зарплат, то есть свыше 1,56 млн грн. «Обязательное декларирование в зависимости от стоимости имущества создаст большие сложности для физических лиц, — считает народный депутат от партии «УДАР» и первый замглавы комитета по налоговой и таможенной политике Оксана Продан. — Чтобы понять, подавать или не подавать декларацию, нужно знать стоимость своего имущества. А это можно сделать, лишь заказав оценку у специализированных оценщиков». Впрочем, согласно документу, квартиры общей площадью до120 кв. мили дома до250 кв. мк декларируемому доходу не причисляются.

В Миндоходов убеждены, что с такими критериями под декларирование подпадает 3 млн человек — около 8% взрослых украинцев. Можно ли считать это количественной оценкой среднего класса в Украине?

По данным Института демографии и социальных исследований НАН Украины, всего 5% граждан, или 2,3 млн человек, имеют официальный доход выше 5 минимальных зарплат (5880 грн.). Доход в 13 тыс. грн. получают ещё меньше украинцев. Аналогичная история с имуществом.

«Под требования о декларировании подпадёт совсем немного граждан Украины», — убеждена руководитель налогово-юридического департамента компании «Делойт» Виктория Чорновол. Прими парламент проект реформы в нынешнем виде, под её влиянием окажется лишь средний класс, большая часть которого проживает в столице.

А потому не исключено, что Миндоходов снизит планку в 13 тыс. грн. «По результатам обсуждения с обществом предложенные критерии могут быть снижены. В таком случае количество лиц, обязанных подавать «нулевую декларацию о доходах», также вырастет», — ответило Миндоходов и сборов на запрос Фокуса. Обсуждение с общественностью будет выглядеть так: вывесив документ на своём сайте, министерство будет ждать откликов граждан, затем проведёт несколько круглых столов. После суммирования всех комментариев к документу он будет подан в Кабмин, Верховную Раду и принят в качестве закона. Всё это может занять два года.

Обоснован ли выбор дохода в качестве основного критерия в необходимости подачи декларации? На Западе таковым является не столько зарплатный ценз, сколько владение недвижимостью, крупные покупки, наличие иждивенцев, поясняет Чорновол.

«Нужно, чтобы доходы задекларировали все граждане, а у Миндоходов была возможность использовать непрямые методы оценки налоговых обязательств. Например, сопоставлять расходы и декларируемые доходы», — добавляет руководитель налогово-юридического отдела консалтинговой компании EY (бывшая Ernst & Young) Владимир Котенко. К примеру, налоговая служба Великобритании создала специальную базу данных Connect, с помощью которой в социальных сетях, рекламных объявлениях и СМИ отслеживает, не скрывают ли плательщики свои доходы.

Продан справедливо замечает, что без декларирования чиновниками не только своих доходов (как сейчас), но и расходов практика всеобщего декларирования станет фикцией и механизмом наполнения бюджета за счёт очередной выкачки налогов из миллионов граждан. В то время как щедро тратящие чиновники снова окажутся вне зоны внимания.

Парадокс: в Украине рецессия, а частное потребление растёт. За январь — сентябрь ВВП сократился на 1,1%, тогда как домохозяйства увеличили свои расходы на 6,3%. Может, рост потребления «нарисован» Госкомстатом? Мол, глядите, как хорошо живёт народ, а падение промышленного производства на протяжении последних пяти кварталов и сокращение ВВП по результатам 2013-го — это пустой звук. Конечно, махинации со статистикой не исключены. Однако, рассказывая об очередном улучшении в экономике, государственные мужи даже не вспоминают о частном потреблении, предпочитая говорить о пенсиях, зарплатах и тому подобном.

Один из главных источников доходов украинцев — это зарплата. За январь — сентябрь 2013 года 41,5% всех доходов домохозяйств — это оплата труда. По данным Госкомстата, её среднее значение за 11 месяцев 2013 года увеличилось на 8,1%, до 3242 гривен. И это при почти нулевой инфляции.

Почему же растут зарплаты? Причин несколько. Правительство регулярно повышает минимальные зарплаты — это неминуемо сказывается на среднем уровне вознаграждений в Украине. По моим прикидкам, около 20% всего зарплатного фонда в нашей стране приходится на минимальную оплату труда.

В связи с кризисом, естественно, сокращаются рабочие места; впрочем, пока Украину не затронули массовые увольнения. Третий фактор: работодатели во всём мире инертны, и Украина не исключение. Обычно компании повышают вознаграждения своим сотрудникам не одновременно с бурной инфляцией или ростом продаж, а спустя какое-то время.

Вообще за последние 10 лет номинальные зарплаты (то есть не скорректированные на инфляцию) росли в среднем на 23%. Самым доходным для украинцев стал 2005 год, когда среднее по стране вознаграждение выросло на 36,6%. Причины, кстати, были самые банальные: резкое повышение минимальной зарплаты (почти на 27%), высокая инфляция, плюс то самое отложенное повышение зарплат, последовавшее за ростом в промышленности в 2012 году. В 2009-м же, напротив, мы стали беднее: номинальные зарплаты росли, но купить на них мы могли меньше, чем в 2008-м, когда 16-процентная инфляция съедала часть нашего дохода. В целом же стремительный рост вознаграждений за истёкшее десятилетие связан с высокой инфляцией и очень низким изначальным уровнем оплаты труда в Украине. В 2000 году, к примеру, минимальная зарплата в нашей стране составляла всего 90 гривен (около $16 по тогдашнему курсу). А потому даже сейчас, после такого стремительного роста, зарплаты у нас остаются самыми низкими в Европе — после Молдовы и Албании.

 

Страна чудес

Экономика падает, зарплаты растут

Зарплаты — основной, но не единственный источник нашего дохода. Мы также получаем социальные пособия, переводы от родственников из-за рубежа. Тренд последних двух лет — бум потребительских кредитов, которые также дают нам возможность тратить больше. Конечно, украинскому банковскому рынку ещё далеко до докризисных темпов кредитования физлиц, когда долги населения значительно превысили его вклады в банках. И всё же 13,7 млрд гривен, выданные украинскими банками физлицам с конца 2012-го по ноябрь 2013-го ( + 38%), явно пошли на потребление: именно на столько выросли объёмы потребительских займов сроком до 1 года.

Ничего хорошего во всём этом, конечно, нет. Экономисты нашего центра исследований ожидают нулевой рост ВВП по итогам 2014-го. У МВФ более оптимистичный прогноз — 1,5%. Фактически в следующем году экономика просто остановит падение и хорошо, если немного подрастёт. Для развивающейся страны это, считайте, стагнация. Конечна падать зарплаты не будут: вознаграждения, как правило, снижаются крайне неохотно. Частное потребление в какой-то мере поддержит ВВП, однако на фоне сокращающихся инвестиций в основной капитал и чистого экспорта оно точно не станет драйвером роста экономики. Да и рост доходов населения замедляется. По данным Госкомстата, в третьем квартале 2013-го они выроем всего на 2,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В 2012-м показатель за тот же квартал достиг почти 12%. С учётом процентных ставок по потребительским кредитам,    зачастую   превышающим 80 — 90% годовых, причин для оптимизма крайне мало.

Post Author: admin