Холодное трение

В Ульяновске на территории предприятия «Авиастар-СП» открылась первая очередь производства крупногабаритных деталей из композитных материалов. Производство начинается с выпуска кессона крыла для средне-магистрального самолёта МС-21, его планируется запустить в серию в 2017 году, и для SuperJet NG, время начала серийного производства которого пока окончательно не определено. Детали будут изготавливать по инфузионной технологии из углепластика (без использования автоклавов). Преимущество инфузионной технологии, по сравнению с автоклавной, заключается в равномерности пропитки армирующих материалов смолой и возможности изготовления крупногабаритных деталей. До настоящего времени в мировом авиастроении такая технология не применялась.

Наиболее трудоёмкий и ответственный этап технологии — выкладка армирующего материала. В Ульяновске для этого используют нити из углеродного волокна, укладывает которые специальный автоматизированный комплекс.

Скоростных поездов — и пассажирских и грузовых — на отечественных железных дорогах становится всё больше. Но чем выше скорость поезда, тем более мощные и эффективные тормозные механизмы ему требуются. Проведённые в ОАО «Транспневмоавтоматика» (г. Первомайск) испытания показали, что традиционные «колодочные» системы для этих целей не годятся. Как сообщил генеральный конструктор по тормозным системам Евгений Сипягин, при торможении колодками на высоких скоростях ходовое колесо очень сильно нагревается, а потому целесообразно использовать системы, в которых поверхность трения тормозного механизма и ходовое колесо разнесены в пространстве. Такой схеме полностью соответствуют дисковые тормозные системы. В них есть возможность варьировать в широких пределах используемые в зоне контакта материалы, добиваясь существенного снижения нагрева диска, или подбирать материалы, хорошо работающие при высоких температурах.

На предприятии уже изготовили опытные образцы тормоза для скоростного подвижного состава. Его диск составлен из двух установленных с вентиляционным зазором колец из серого чугуна (это отличный фрикционный материал). Для компенсации поперечных колебаний колёсной пары предусмотрена возможность небольших перемещений тормозного механизма вдоль её оси. Ещё одной особенностью новой системы стало обеспечение равномерного горизонтального износа фрикционных накладок.

Новое устройство предназначено для установки на грузовые платформы, рассчитанные на движение со скоростью до 140 км/ч, и на электровозы ЭП20, ведущие пассажирские поезда со скоростью до 200 км/ч. Недавно дисковый тормоз испытали на инерционном стенде Тверского института вагоностроения при температуре воздуха в диапазоне от -60° до +80°С. Механизм выдержал более 20 тыс. циклов срабатываний при максимальном давлении воздуха в тормозном цилиндре. Несмотря на малые габариты и массу, новое устройство обеспечивает необходимое усилие нажатия накладок на диск.

Post Author: admin