Законопроект оппозиции. Перемирие

Точкой входа в новый виток политического конфликта стало здание Верховной Рады, расположенное на столичной улице Грушевского. Именно здесь началось то, что не имеет аналогов в современной украинской истории.

Утро 18-го не предвещало ничего особенного, разве что возле парламента началось активное движение. В сторону BP двигались разные люди: депутаты всех фракций, их помощники, журналисты, а снизу, по Институтской, — группы протестующих с Майдана, так называемое «Мирное наступление», организованное оппозицией. С противоположной стороны на Грушевского, к провластному лагерю в Мариинском парке, стекались сторонники действующей власти.

В этот день BP должна была рассмотреть законопроект оппозиции, призванный вернуть стране Конституцию 2004 года, урезав нынешние полномочия президента и восстановив парламентско-президентскую форму правления. Такой откат стал частью договорённостей об урегулировании внутриполитического конфликта между Виктором Януковичем и лидерами оппонирующих власти фракций ВО «Свобода», Батькивщина и УДАР.

Оппозиция, законопроект которой спикер BP, регионал Владимир Рыбак уже несколько дней отказывался регистрировать, готовилась вынудить последнего всё же довести документ до процедуры голосования. Для пущей убедительности лидеры Майдана позвали к Раде сторонников.

Внутри BP ситуация быстро зашла в тупик: непрерывные переговоры со спикером и блокада трибуны не помогли тройке лидеров оппозиции заставить спикера пойти на уступки. Депутаты попытались обойти Рыбака — документ отправился в сектор регистрации с подписью вице-спикера, свободовца Романа Кошулинского. Последний даже заявил, что документ прошёл необходимую процедуру, но на сайте BP он так и не появился.

Эти тонкости уже оказались несущественными — к тому времени ситуация снаружи здания парламента вышла из-под контроля.

 

Начало конца

Столкновения между участниками «Мирного наступления» и силовиками начались на углу улиц Институтской и Крепостного переулка, участке, перегороженном грузовым транспортом. Начало противостояния выглядело стихийным, так, как будто обе стороны синхронно начали бой. Многотысячная толпа с Майдана, лишённая руководства, начала бросать в милицию булыжники. Правоохранители, по словам очевидцев из лагеря оппозиции, стали метать в толпу коктейли Молотова и свето-шумовые гранаты. С крыш окрестных домов открыли огонь резиновыми пулями сотрудники спецслужб, одетые в чёрную форму.

В это же время в Мариинском начались первые за всё время протестов масштабные стычки между протестующими и так называемыми «титушками». Последние часто были одеты как бойцы Самообороны Майдана — в каски, бронежилеты, прикрывались щитами. Майдановцы потеснили оппонентов вглубь парка, где их и остановила настоящая милиция.

Параллельно разъярённая толпа громила офис Партии регионов на Липской, заседание в Раде так и не было открыто, а Рыбак, запершись в кабинете, проводил консультации с лидерами фракций. Позднее, узнав о погроме партийного офиса, депутаты Партии регионов начали покидать парламент. Некоторым из них пришлось буквально прорываться сквозь возмущённую толпу.

Бои охватили почти весь правительственный квартал. Появились первые жертвы среди протестующих.

Уровень взаимной ненависти сторон зашкаливал. Нескольких взятых в плен милиционеров майдановцы хотели линчевать на месте: к расправе призывали и совсем юные студенты, и старушки-пенсионерки, но Самообороне удалось увести их на Майдан. Защищать протестующих было некому.

Во второй половине дня о переговорах уже никто не думал. «Беркут» при поддержке внутренних войск перешёл в масштабное наступление с применением спецтехники. К вечеру протестующие потеряли все свои прежние позиции. Счёт человеческим жертвам пошёл на десятки. И то, что ещё вчера казалось дикостью, уже перестало шокировать. Возле одного из выходов станции метро на улице Институтской лежали два трупа, принесённые к баррикадам. Шедшие мимо кто с интересом, кто со слезами смотрел на всё это, но никто не пытался их убрать.

 

Горящая точка

К концу рабочего дня метро закрыли, Киев встал в многочасовых пробках, а вдали от столицы, в областных центрах Западной Украины, сторонники оппозиции начали захватывать помещения органов власти и силовых структур.

Рядовым сторонникам оппозиции и её лидерам стало ясно, что началась настоящая уличная война. Их уверенность укрепилась после вечернего визита к президенту. Выйдя с переговоров, тройка лидеров рассказала, что глава государства ни на какие уступки не пойдёт. «Президент сказал, что единственный выход — оставить Майдан, что все должны разойтись по домам», — заявил журналистам расстроенный лидер УДАРа Виталий Кличко.

Но сдавать Майдан не собирались. Со сцены призвали женщин и детей покинуть площадь, а всех дееспособных мужчин — выдвинуться к баррикадам. Среди этого хаоса несколько пожилых женщин молились, встав на колени.

Штурм начался после окончания срока, указанного в предъявленном ранее СБУ и МВД ультиматуме. И хотя число обороняющихся росло, протестующие сдавали позицию за позицией. Используя БТРы, водомёт, коктейли Молотова и, как утверждают активисты, огнестрельное оружие, «Беркут» оттеснил их к стеле Независимости и Дому профсоюзов. Задержать наступление смогла только сплошная стена огня по всему периметру атаки, в ход шли покрышки, мусор, палатки и даже верхняя одежда.

Бои утихли только к утру. Лишь тогда Майдан получил передышку и позитивные вести с Запада. О готовности ввести санкции против украинских чиновников, виновных в кровопролитии, заявили канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд. Немецкий министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер уточнил, что речь может идти о заморозке банковских счетов и запрете на въезд в страну. Американский посол в Украине Джеффри Пайетт сообщил, что многим чиновникам уже аннулированы визы на въезд в США, а всю ответственность за происходящее возложил на президента.

Синхронно прозвучали и противоположные заявления. Российский МИД за кровавые события 18 февраля ответственными считает украинскую оппозицию и лично трёх оппозиционных лидеров. О том же ранее в своём обращении к народу заявил и Виктор Янукович, добавив, что лидеры Майдана должны немедленно отмежеваться от радикалов, иначе им придётся отвечать по всей строгости закона. Свидетельством серьёзности его намерений стала объявленная Службой безопасности подготовка к антитеррористической операции, к которой пообещали привлечь и вооружённые силы.

Официальное число погибших за эти сутки людей с обеих сторон конфликта достигло 26 человек, число раненых исчислялось сотнями. Хрупкое перемирие, достигнутое несколькими неделями ранее, сожжено.

 

Post Author: admin