Александр Балуев

А вот в образе коварного обольстителя Балуева, пожалуй, поклонники еще не видели. Увидят в июне,  когда состоится премьера музыкально-драматического спектакля «Территория страсти» по роману Шодерло де Лакло «Опасные связи». Это история борьбы мужчин за женщин, женщин за мужчин и их борьбы между собой. 55-летний Балуев не только играет в нем главную роль, но и впервые выступает в качестве режиссера.

 

О ЖЕНСКИХ СЛАБОСТЯХ

Александр, бывало ли, что вам бросала вызов женщина? Призывала к борьбе, соперничеству?

Было такое.

И кто победил?

А никто. Если такое происходит, то победы и победителей здесь не бывает, как в любой войне. Это ведь так, согласитесь. Скажем, выигрывает какая-то страна войну, потом проходит время и оказывается, что победители живут гораздо хуже тех, кто проиграл. Точно так же происходит в войнах, которые возникают в любых сферах человеческого бытия. Вам не кажется, что время ярких страстей, коварных интриг прошло и мужчины давно не устраивают охоту на женщин?

Не думаю. Просто формы этой охоты другие. И способы. Мне кажется, они стали даже более изощренными, чем, скажем, в XVIII веке, когда происходит действие нашего спектакля. Единственное, что изменилось, — цель. Тогда все было основано на чувственности, на чувствах. Может быть, на чувствах ошибочных, грешных, коварных — но искренних. Люди хотели ярких эмоций. А сегодня людьми зачастую движет просто голый, холодный расчет. Наверное, если бы мы сохранили прежние цели, то не имели бы тех проблем, которые имеем сейчас. Вы встречали в жизни таких же коварных мужчин и женщин, как ваши герои в спектакле «Территория страсти»?

Человек вообще мало меняется к лучшему. Никакие плохие качества в прошлое не ушли, наоборот, только усилились, как ни горько это звучит. Многое из того, что происходит сегодня, меня приводит к разочарованию в человечестве.

Поэтому лучше бы оставались такие страсти и коварства, какие были тогда. Они менее ужасные. Вы пригласили на роли прекрасных актрис: Лидию Вележеву, Марию Порошину, Анастасию Макееву… Женщинам позволялось капризничать на репетициях? Конечно. Женщины же! Вы склонны многие женские слабости прощать? Я все женские слабости прощаю. Абсолютно все. Любые. А если это не слабости, а, скажем, совсем наоборот…?

У женщины могут быть только слабости. Если у женщины есть «сильности», то это уже не женщина, во всяком случае мало ее напоминает. Подобные «социумные создания» как раз и занимаются политикой, бизнесом или чем-то подобным. Сегодня таких — масса. Знаете, большинство женщин хотели бы быть слабыми. Но это возможно, только если рядом сильный мужчина.

Это важное условие. Это взаимосвязано. Значит, мой совет женщинам: ищите сильных мужчин.

Где их взять? Вот ваш основной экранный образ — он как раз таков. Зрительницы получают пример, начинают мечтать о таком мужчине — благородном, высоком, красивом, ищут его и… не находят. Ну, наверное, плохо ищут. Или обманываются. Наверное, да, есть такой момент, что я способствую неким иллюзиям.

Наверно, лучше быть низеньким и хромающим на обе ноги. (Смеется.) Я не раз слышала от дам, ваших коллег: мужчина-актер — это не мужчина, профессия вытравливает из них мужские качества. Что бы вы им ответили?

Мне кажется, они неправы. А ответил бы так: «Ну если вы не видите в актерах мужского начала, ищите его в шахтерах или в парашютистах!»

 

ОТЦОВСКИЕ ЗАБОТЫ

Вы говорите, что принимаете любые женские слабости, все женщинам прощаете. Но наверняка какие-то качества вы не хотели бы видеть у своей 10-летней дочери Анны-Марии?

В дочери я не хотел бы видеть равнодушия. Это, может, единственное и главное. А все остальное… Как понять, равнодушен твой ребенок или нет? Наверное, об этом можно судить по тому, плачет ли он над трогательной книгой или фильмом? То есть вы считаете, если ты плачешь, то и он должен? Думаю, это неправильно. Наши дети живут в иное время. Конечно, важно, кто и как их воспитывает, но все равно они выходят за дверь и там встречаются с другим миром. Они познают его посредством других приспособлений — всяких технических прибамбасов, о которых мы в их возрасте и мечтать не могли. У них по-другому работают мозги, они испытывают другие эмоции. Главное, мне кажется, чтобы эти эмоции были. А что их вызовет? Возможно, то, что лично у меня никогда никаких чувств не вызовет. Например, музыкальный клип.  Меня он оставляет равнодушным, а у дочери — море эмоций. Тем не менее что-то свое в характере  Анны-Марии наблюдаете? Мудрость! (Смеется.) Шучу. Знаете, мне! кажется, чем менее твой ребенок похож на тебя, чем больше у него своих собственных черт, тем лучше. По какому поводу была ваша последняя по времени яркая и, может быть, романтическая эмоция? Знаете, я сейчас, готовя спектакль, во обще пребываю в особом приподнятом состоянии, мне не свойственном. Может, потому, что общаюсь со многими людьми, принимаю решения, слушаю много хорошей музыки. Для нашего мюзикла ее написал Глеб Матвейчук, он же играет одну из главных ролей. И вы еще запели!

А куда деваться? Все поют. Музыкальное образование у вас есть? Я не окончил музыкальную школу. Я двоечник. Так, что-то иногда поигрываю для себя на фортепиано. Мама очень хотела, чтобы я этим искусством овладел. А папа заставлял ездить в эту школу. Но я все равно часто прогуливал. А что делать, если хочется вместо сольфеджио пойти на хоккейное поле?

 

О СЕРДЕЧНОЙ БОЛИ

Как вам в дебютантах? Наверное, забытое ощущение?

Не могу сказать, что остро это чувствую. Режиссура ведь очень мне знакома. Но вот совмещать, поскольку я еще и играю в этом спектакле, действительно сложновато. Есть в этом шизофренические моменты. Но стараюсь как-то давать себе установку: сейчас я — великий режиссер, а через 5 минут — просто артистик… Коллеги воспринимают вас как «великого режиссера»? Слава богу, я подобрал людей адекватных и понимающих. Никаких заблуждений насчет моих каких-то уникальных режиссерских способностей у них нет. Под финал разговора опять хочу вернуться к главной теме будущего спектакля: мужчины и женщины. Но в свете сегодняшнего дня. Раньше справедливо полагалось, что жизненный успех мужчины во многом зависит от того, какая женщина с ним рядом. Сейчас и эта взаимосвязь разрушена. Вам не кажется? Вы не правы. И сегодня это действует. Все равно, настоящий мужчина живет ради женщины. Я думаю, это вообще главное мужское качество, которое было, есть и будет. Должно быть. А если не так, то ради чего тогда все? Чтобы тешить собственный эгоизм? Ну это как-то… не интересно совсем. А вот ради женщины — да. Она стоит того, чтобы ради нее жить. Но тут нужна такая сердечная сцепка! Люди боятся сильно привязываться…

Вы правы. Люди боятся боли, особенно те, кто уже не раз обжегся. Любые сильные чувства такой болью чреваты. Риск есть. Но лучше все-таки рисковать и эти чувства испытывать. Впрочем, тут каждый вправе делать свой выбор…

Post Author: admin