Четыре ветра. Финляндия

Граница осталась позади, и стали заметны какие-то неуловимые изменения вокруг — вроде бы та же природа, рекламные щиты на русском, но есть что-то непривычное. Ну да, дорога: ровный асфальт, четкая разметка — и чистые обочины, ни соринки! И еще очень удобные ограничители по краям обочин -тонкие шесты в метр примерно высотой, покрытые светоотражающей краской, чтобы ночью или зимой, когда глубокие сугробы, водитель не вылетел за пределы дороги.

Вот по такой замечательной трассе мы и проехали почти300 километровдо нашей первой ночевки недалеко от города Хямеенлинна.

Город — родина знаменитого финского композитора Яна Сибелиуса. Его дом-музей и средневековая крепость Хяме, построенная предположительно в XIII веке, -главные достопримечательности. Но ни в музей, ни в крепость мы не попали — в пасхальные выходные все в городе закрыто.

 

Романтичная история

Наша первая ночевка в гостиничном комплексе Ванаянлинна (Vanajanlinna), расположенном на берегу живописного озера в окружении ухоженных гольф-полей. Интересна история этой усадьбы. До 1918 года здесь был охотничий домик, но затем поместье купил Карл Розенлев, известный хирург, для своей возлюбленной. Пять лет продолжалось строительство нового здания. Для этого вокруг были построены мастерские по изготовлению кирпича, проложена железная дорога, по которой доставляли стройматериалы. Розенлев нанимал лучших работников и не скупился на оплату. Он хотел, чтобы его жена была окружена самой роскошной обстановкой, и действительно по тем временам усадьба была чуть ли не самой богатой в Финляндии. В 20-30-е годы сюда приезжали видные люди страны, даже сам Маннергейм был не прочь поохотиться в здешних угодьях.

В 90-х в поместье создали гостиницу. Многие интерьеры сохранились со времен Розенлевов, а в коридорах до сих пор висят портреты их именитых гостей. Среди картин есть одна кисти Юрия Репина -сына знаменитого художника.

На следующий день мы отправились на полигон Land Rover Experience. Проехали по стандартному набору препятствий под руководством опытных инструкторов, а вечером большая часть нашей группы отправилась в традиционную сауну. Несколько человек совершили увлекательную велосипедную прогулку вокруг озера. В Финляндии для активного отдыха созданы все условия. Велосипедные дорожки, которые зимой превращаются в лыжни, кажется, повсюду. Наверное, на велосипеде можно проехать всю Финляндию с юга на север и с востока на запад. А по дороге встречать диких животных, благо их тут много и они часто выходят к людям.

Но пора прощаться с Ванаян-линной. С утра нас ждет утомительный 900-километровый бросок за Полярный круг, в Лапландию.

 

В гости к саамам

Лапландия, как нас учит поп-культура, родина Санты, но на самом деле это родина саамов — коренного народа Северной Европы. Всего в мире насчитывается не более 8о 000 человек, принадлежащих этому народу, и в основном они живут в Норвегии, Швеции, Финляндии и России, причем в Финляндии их примерно б000 человек, а в России -2000.

Основными занятиями саамов до последнего времени были оленеводство, охота и рыболовство. Олени настолько важная часть культуры саамов, что в мифах они считаются предками этого народа.

Традиционный саамский костюм -это своего рода история человека, рассказанная в цвете. Именно по цвету отделки можно определить, откуда саам родом. В разных частях Лапландии саамы говорят на разных наречиях, и уроженец, скажем, Саариселькя не поймет саама из Рованиеми… Приезжие обычно находят забавным саамский традиционный мужской головной убор — так называемую шапку четырех ветров, которая напоминает шутовской колпак с четырьмя рожками. С ней связана одна из саамских сказок, ее нам рассказали на церемонии пересечения Полярного круга, которую здесь устраивают для туристов.

 

Раньше дули четыре ветра, каждый когда хотел, сладу с ними не было. И вот однажды шаман позвал их в гости. Всю ночь они пировали, и под утро ветры свалились под стол. Тогда шаман собрал их и запихнул в свою шапку. К вечеру ветры проснулись и стали рваться из шапки наружу. Но шаман сказал, что выпустит их только после того, как они между собой договорятся, когда каждый из них будет дуть. И с тех пор северный ветер дует зимой, южный — летом, с восточным ветром приходит осень, а с западным — весна. А шапка шамана так и осталась четырехконечной.

 

Волки и другие звери

В Лапландии нас ждет горнолыжный курорт Леви. Зима никак не хочет отступать -конец апреля, а снега лежит полуметровый слой, — и сезон здесь еще в разгаре. К подъемникам стоят очереди спортсменов-любителей, на улицах — многочисленные группы людей с лыжами на плечах. Но мы едем в «Хаски-центр».

Хозяин центра — Рейо Яаскиляйнен (Яеио Лавке Штеп). Более тридцати лет он занимается разведением собак и участвует в различных соревнованиях на собачьих упряжках. Он выиграл шесть финских и три скандинавских чемпионата, не считая прочих побед. В его хозяйстве пятьдесят собак, а также песцы и волки разных подвидов, в том числе огромные аляскинские. Этих волков в вольере трое, к ним можно зайти в сопровождении хозяина и даже погладить. Кстати, шерсть у волка мало того что густая, но и жесткая, как проволока. Но самый впечатляющий момент общения с волками — когда хозяин кидает им кусочки еды.

Собачьи бега

…Удивительно, до чего хаски любят работать! Служащий центра только начал ставить их в упряжку, а они уже рвутся в бой. Кажется, что ремни шлейки сейчас лопнут от такого напора. Все это сопровождается бесконечным воем и лаем. Но вот каюр дает знак трогаться с места, и собаки замолкают, занятые своим любимым делом. Езда в собачьей упряжке вызывает невероятное ощущение полета. Хаски с легкостью тянут нарты, только комья снега вырываются из-под лап. В принципе собачья упряжка может развивать скорость до40 км/ч, но мы до таких экстремальных отметок не разгонялись.

Второй день в Леви был посвящен горным лыжам и прогулкам по городку, а затем мы отправились на юг, в столицу северной Финляндии город Оулу.

 

Город-мечта

В четырнадцатом веке, которым датируются упоминания о поселении на месте нынешнего города, этими землями владели новгородцы. Но уже к концу века территорией завладели шведы, и город находился под их властью до 1809 года, когда по Фридрихсгамскому мирному договору отошел Российской империи.

Сейчас Оулу называют европейской силиконовой долиной. С 8о-х годов город развивается как центр высоких технологий. Здесь расположены исследовательские институты крупнейших компаний — производителей электронных компонентов и информационных технологий. Местный университет славится своими факультетами 1Т, медицины и экологии. Сюда стремятся попасть студенты со всей Европы.

Долгое время в Оулу располагалась штаб-квартира №>1аап, но компания переехала, и около 7000 человек остались без работы. Местные власти не долго думали, чем занять людей: решено было развивать сектор туристических услуг, и сейчас здесь делается все, чтобы сделать город максимально привлекательным для туристов.

В Оулу проводятся самые разнообразные музыкальные фестивали и концерты, строятся новые кварталы, гостиницы, развлекательные центры, рестораны. Реконструируют центр города — тут будет огромная подземная парковка, а под пешеходной улицей устроили подогрев, проложив коммуникации с горячей водой. Усовершенствовали и местный аэропорт — и обещают, что со следующего года он сможет принимать прямые рейсы из России. Кстати, именно в аэропорту наглядно проявились финское чувство юмора и рационализм. Один угол в зале ожидания пока пустует, и туда на время поставили деревянные стулья-качалки, а на стенах нарисовали стилизованные березки. Место определенно пользуется популярностью и уж точно придает аэропорту по-настоящему домашний уют.

 

Все в дело

Вообще что касается пресловутой финской рациональности, то она тут везде. Все используется по максимуму. Судите сами. Рядом с городом есть законсервированный мусорный полигон — его превратили в небольшой горнолыжный склон для жителей. Поставили мусоросжигательный завод — естественно, с высшей степенью очистки всех выбросов — и вырабатываемое тепло превращают в электроэнергию для города. Прямо в порту расположен бумагоделательный комбинат — партии бумаги изготавливают под заказ и прямо из цеха загружают на морские суда — не нужны огромные складские комплексы. Вокруг комбината работает несколько химических предприятий, которые перерабатывают отходы деятельности этого предприятия и снова пускают их в дело в виде полезных химикатов. Опять же не стоит говорить, что используемые современные технологии производства бумаги практически никак не влияют на окружающую среду.

 

Птичий рай

Рядом с Оулу есть замечательное место Liminka Bay Visit Centre, куда по меньшей мере два раза в год съезжаются со всего мира любители птиц.

Центр наблюдений расположен на побережье в болотистой местности, богатой пищей для пернатых и в сезон здесь собираются тысячи и тысячи перелетных птиц. Для любителей установлены специальные «засидки», откуда можно наблюдать в бинокль и фотографировать. В здании центра работает постоянная образовательная экспозиция — посетив ее, можно научиться различать птиц по их перьям, очертаниям крыльев и хвостов, звукам, которые они издают. Руководит этим центром известный фотограф-натуралист Яри Пельтомяки. Он фотографирует птиц уже 35 лет, из которых 15 — на профессиональной основе. Яри — призер многих международных конкурсов фотографии, а у себя на родине — председатель финской Ассоциации профессиональных фотографов дикой природы. Наибольший интерес Яри вызывают совы (на родине его даже называют «человек-сова»). Разумеется, на стенах центра — целая выставка его замечательных работ. Ежегодно под его руководством проводится международный конкурс орнитологической фотографии, в котором может участвовать каждый фотограф-любитель.

 

Пора прощаться

До конца нашего путешествия осталось два дня, и мы провели их в Тахко, на юге Финляндии. Это место известно своим горнолыжным курортом, чуть ли не самым крупным в южной Финляндии, а также массой возможностей для активного отдыха.

Летом здесь можно заняться водным спортом на огромном озере, ездить на велосипеде, ходить в однодневные походы по размеченным тропам, отправиться на квадросафари, поиграть в гольф или просто проводить время в СПА-центре. Здесь почти ничто уже не напоминает о зиме, лишь на закрытых для катания склонах лежит грязный весенний снег.

По берегам озера прямо в лесу среди вековых деревьев стоят летние домики, куда финны приезжают на выходные и в отпуск, что-то типа наших дач. Но интересно — между участками нет никаких заборов! Вообще заборы в Финляндии мы видели от силы пару раз, да и то это был невысокий штакетник. Финнам в голову не придет отгородиться от окружающей природы и друг от друга трехметровыми листами профнастила или бетонными плитами. Кроме того, здесь, как и во всей Скандинавии, действует право каждого на природу, и никто не будет закрывать вам вид на лес или озеро дурацкими загородками. Вообще это здорово влияет на восприятие действительности: чувствуешь, что к тебе относятся очень дружелюбно — и начинаешь излучать дружелюбие в ответ, сплошной позитив!

Post Author: admin