Вечно модная классика. «Зубр»

География и математика

В этот раз сезон открыл джип-клуб «Зубр». Выбрав за отправную точку использованный в прошлом году квадрат, руководитель клуба и автор трасс всех категорий Сергей Воронов обещал открыть спортсменам новые «грани» вроде бы уже вдоль и поперек испещренной прошлогодними треками территории. При этом много было и тех джиперов, кому трассы Усманского района должны были покориться впервые: из 47 участников автомобильного зачета и 24 спортсменов нового для Кубка Черноземья класса квадроциклов как минимум половина участвовала в Кубке впервые, а некоторые экипажи, хоть и были завсегдатаями этапов Кубка, из-за пропуска прошлогоднего сезона также впервые столкнулись с особенностями усманских грунтов.

К представителям традиционных для Кубка Черноземья Белгородской, Брянской, Курской, Воронежской, Тамбовской, Орловской, Тульской и Липецкой областей на первом этапе присоединились спортсмены из Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда и Геленджика. Зачет ATV собрал участников из Воронежа, Тамбова, Старого Оскола и Семилук.

 

О чем молчал Герасим

Задолго до начала «Зубр-трофи» «рукогону» днями и, скорее всего, ночами, сыпались звонки. Помимо текущих забот всех неизменно интересовал ответ на один и тот же традиционный вопрос: «Ну что там? Как трасса?». Ответ на него был не менее традиционен: грустным голосом Сергей Воронов сообщал всем страждущим, что «вода упала», и что «там, где раньше было по пояс, теперь по щиколотку». Зима в центральном регионе в этом году выдалась абсолютно бесснежная, весной дождей было немного, и потому такие ответы не вызывали недоверия у будущих участников. И лишь бывалые трофисты, хитро улыбаясь, запасались удлинителями тросов и запасными аккумуляторами.

У каждой области в Кубке Черноземья есть свои особенности: в Брянске это непроходимые партизанские тропы в лесах и на болотах, в Орле — обширные бобрятники в окружении оврагов и ручьев, а вот Липецк славится своими непроходимыми «грязями» и… Сергеем Вороновым, который умудряется найти абсолютно непреодолимые участки в самом сердце Черноземья.

А липецкие грунты — это даже не просто грязь, а ГРЯЗЬ жидкая, густая, прикрытая слоем воды, а сверху дерниной, поросшая трехметровым тростником или крупным ольшаником.

Подтопленные вешними водами прибрежные луга по весне превращаются в непроходимую жидкую «чачу». К лету она густеет, но это не облегчает жизнь трофистам, а скорее наоборот: вытаскивать конечности и автомобили из этого пластилина становится только сложнее.

И если по ковру из тростниковых корневищ еще можно попытаться проехать своим ходом, то в знаменитых липецких ольшаниках сгинуло немало надежд на победу. Первый этап текущего сезона не стал исключением!

 

Водные процедуры

Начало первому спецучастку было положено на берегу реки Излегоща, где стартовала категория «Абсолют», включающая зачеты «ТР-2» и «ТР-3». На радость зрителям «котлеты» и автомобили «ТР-2» относительно резво разделались с первыми КП, расположенными внутри коридора, размеченного как раз по тростниковому ковру и, побуксовав немного в ольховой роще, смело ринулись на покорение точек, находящихся по крутым и рыхлым берегам узкой Излегощи.

На своей четвертой по счету точке калининградский экипаж на «Тойоте» решил сделать «уши» при спуске с крутого берега в воду. Именно тут становится ясна разница между Кубком Черноземья образца 2004-го года и современным Кубком. Раньше переворот машины являлся событием знаковым и требовал выхода экипажа из автомобиля, нервного курения, громкого обсуждения сложившейся ситуации, многократного обхода вокруг лежащей машины и драматического почесывания в затылке, указывающего на тяжелые раздумья в плане постановки боевого коня обратно в надлежащее положение. В 2014-м эпизод с «ушами» заканчивается фантастически молниеносно: не проходит и 30 секунд, как штурман «перевертыша» цепляет к своей машине трос следующего по пятам воронежского экипажа, и преследователи бодро ставят своих соперников сначала на два, а затем и на все четыре колеса.

В это же время рядом уже бороздит фарватер Излегощи стартовавший первым Александр Лаврентьев. Чуть поодаль Николай Аболмазов, опережая своего штурмана, уже «плывет» на противоположный берег к очередной точке. Но не «доплывает» — «не хватает клиренса», поэтому, выкинув навигационный компьютер через окно на берег, дабы ненароком не намок, Николай приступает к процедурам моржевания в ожидании, пока его штурман, Александр Акимкин, переплывет реку, чтобы зацепить лебедку и немного приподнять мягко погружающийся в илистое речное дно автомобиль. Рядом с уже выплывающей орловской «котлетой» в реку ныряют Александр Соколов и все те же калининградцы, а затем подтягивается и Александр Лаврентьев, создавая на данном участке речного русла очень живописную картину.

Пройдя традиционные для «Зубр-трофи» зрительские КП, все представители зачета «Абсолют» активно внедряются в многочисленные болотины, прилегающие к руслу Излегощи.

 

Кладбище погибших кораблей

В это же время в соседнем квадрате проводят свои заседания представители категорий «ТР-1» и «Туризм». Одиночные точки по берегам рек и в низинах берутся радостно и бодро, но чем дальше в лес…

В какой-то момент почти все представители этих зачетов собрались в одной болотине у точки ЕХ: кто-то вытягивается на умирающем аккумуляторе, кто-то выгребает из-под переднего моста собранные на протяжении недлинного «винчевания» тростники и корневища, кто-то стоит в раздумьях у открытого капота. Небольшой ольшаник напоминает теперь поле битвы. Оставшиеся в живых пара-тройка экипажей медленно, но верно ведут борьбу с бездорожьем и со временем, которого до истечения норматива остается всего полчаса.

А где-то вдали уже раздается на удивление бодрое, легко узнаваемое рычание мототехники: это зачет квадроциклистов штурмует все те же прибрежные болота Излегощи. В этот раз организаторы подготовили для ATV трассу, с одной стороны, соответствующую возможностям и надеждам этих отчаянных спортсменов, а с другой — не пересекающуюся с трассами автомобильных зачетов.

Несмотря на то что спецучасток для всех категорий был навигационным с небольшим количеством обязательных точек (расставленных больше для удовлетворения потребности фанатов в зрелищах, нежели в каких-то иных, спортивных целях), вернуться с трассы СУ1 смогли всего четыре команды, которые и продолжили борьбу на втором СУ.

 

Бэтмен против липецких болот

Второй день соревнований встретил полных решимости участников линейной трассой. «ТР-1» и «Туризм» получили в свое распоряжение уютный прибрежный квадрат, в котором годом ранее вели бои зачеты «ТР-2» и «ТР-3». Квадроциклисты, а также представители категорий «ТР-0» и «Абсолют» отправились покорять обещанные руководителем гонки неисследованные «грани» Усманского района.

В «ТРИ» борьба должна была завязаться между лидерами предыдущего дня: липецким экипажем Игоря и Романа Гнидиных на Suzuki Samurai и курским тандемом Константина и Романа Нарыковых на Land Rover Defender. Но на первых трех точках дистанции ярко проявляется преимущество легкого «Самурая»: там, где «Дэсру» приходится, рассекая прибрежные тростники, тащиться на лебедке, маленький «Самурай» проезжает «своим ходом», с каждой точкой увеличивая свое преимущество. Намотавшийся в какой-то момент на колесо «Дэфа» трос задерживает экипаж братьев Нарыковых еще на 10 минут, позволяя основной группе преследователей наверстать упущенные на первых точках минуты.

А экипаж Гнидиных тем временем упорно наращивает свое преимущество: глубокие водные преграды, обычно требующие поисков объезда, экипаж берет «вплавь»! И это не специально построенная плавающая «котлета», а серийный автомобиль! Люки задраены, пилот внутри. От входа штурмана в воду до выезда автомобиля на противоположном берегу проходит от силы 3 минуты, а поиски объезда занимают у соперников минут 40, поэтому победа липецкого экипажа на первом этапе Кубка Черноземья вполне логична. А вот вторым, вопреки логике, приезжает орловский экипаж Игоря Захарова и Максима Максимова. Их УАЗ обходит более легкие машины на болоте и при этом задает хороший темп на перегонах.

Гораздо более драматично проходит борьба на линейке у спортсменов зачета «Абсолют»: последние точки линейного спецучастка располагаются в обширном ольшанике, и общая длина «пробега» на лебедках составляет почти500 метров. И если люди, сжав зубы, преодолевают глубокие затоны и грязевые линзы, то техника ближе к такому желанному сухому берегу начинает подводить: сначала «умирает» аккумулятор у Николая Аболмазова, затем выходит из строя лебедка у Александра Лаврентьева, чуть позади также приступает к разборке лебедки Алексей Староверов. В результате проехавший трассу без поломок Александр Соколов, ведомый Дмитрием Пигаревым, становится безоговорочным победителем и спецучастка, и всего этапа.

Первыми по итогам дня в зачете «ТР-2» становятся калининградцы Сергей Шихотаров и Максим Кобзарь, но по сумме спецучастков победа на этапе достается стабильно выступающим воронежцам Владимиру Чагину и Иллариону Полшкову.

Спортивное превосходство среди спортсменов зачета ATV демонстрируют представители Старого Оскола: обе команды их этого города завершили соревнование с одинаковым количеством очков за спецучастки, и лишь более высокое место на последнем СУ команды Александра Горяинова и Олега Денисенко решило судьбу первого места.

Post Author: admin