Андрей Баль: «Всегда в хорошем настроении!»

Во вторник похоронили Андрея Михайловича Баля. Помянем, не чокаясь?

Для этого мы используем интервью великого футболиста, которое он дал несколько лет назад нашему журналу. Сказанное там ничуть не устарело, разве что с течением времени кое на что начинаешь смотреть чуть иначе, а смерть и вовсе окрашивает в совершенно новые то на вроде бы совсем обыденные вещи. Заодно, обратите внимание, мы уточнили список титулов, которых А. Ф. эмоционально, но не очень точно говорил в редакционной статье прошлого номера «Футбола», поработали и с биографией Баля.

Наверное, неправильно будет обойти вопрос о причине смерти Андрея Михайловича. Насколько нам известно, дело не в сорвавшемся тромбе, о чем много говорили предварительно — на самом деле это был второй инфаркт. Увы, о первом свидетельствовал лишь рубец на сердце, видимо, Баль перенес его на ногах… Если так, то, безусловно, после такой хворобы требовалась коррекция образа жизни в плане любых физических нагрузок, какой уж там футбол. Другой вопрос, что по всегда жизнерадостному, излучающему уверенность и оптимизм Андрею Михайловичу подумать о таком было нереально, да и представить его вне футбола — выше человеческих сил.

Что ж, ушедшие динамовцы очень печально, но жестко предупреждают нас — береженого и Бог бережет, нужно тщательно обследоваться и принимать меры, здоровье не вечно и не бесконечно. Тем более, сами с собой мы могли бы творить что угодно только при одном условии — если бы не рисковали причинить горе своим близким… Охраняйте, дорогие ветераны, если не себя, то их. Понятно, что мужику зачастую противна сама идея вручения себя медикам, особенно представителям старого поколения, того, что играло через боль и кровь, растяжения и вывихи «если я заболею, то к врачам обращаться не стану». Но не только в нас проблема, далеко не только в нас…

И еще раз скажем, тяжко вздохнув: кому дано проникнуть в планы небесной канцелярии… Вдруг им просто нужны классные футболисты и тренеры!

 

Не голом единым

Многие ли могут похвастаться тем, что забивали в ворота сборной Бразилии, да еще в финальном турнире чемпионата мира? Киевский динамовец Андрей Баль может. Его гол на стадионе «Рамон Санчес Писхуан» в Севилье стал первым для сборной СССР на ЧМ-1982. Гол выдался на… Ну, судите сами. Мяч, посланный Балем метров с тридцати, скакнул перед вратарем бразильцев Валдиром Пересом, изменил направление и влетел в сетку под недоуменным взглядом вратаря: «Как?». К сожалению, сыграть хотя бы вничью СССР не удалось — в заключительные пятнадцать минут встречи дивные по красоте голы Сократеса и Эдера (тоже издали!) принесли «селесао» победу 2:1.

Этот гол Баля останется единственным за время его выступлений в сборной СССР. А в игровой биографии Баля было немало поединков и даже не один чемпионат мира — в 1986 году он принял участие в самом драматичном матче мексиканского мундиаля…

А скажите-ка, кто может похвастаться двумя званиями, внимание, победителя молодежного чемпионата Европы? Как сие стало возможным? Дело в том, что в молодежную сборную страны, где возраст футболистов был ограничен 23 годами, по регламенту чемпионата Европы разрешалось включать двух игроков старшего возраста. Тренеры советской команды в 1990 году остановили свой выбор на киевских динамовцах Шматоваленко (26 лет) и Бале (32!). Вот и получилось, что к «золоту» образца 1980 года, когда Андрею было 22, он добавил второй трофей десять лет спустя.

Думаете, этим трофеи со сборной СССР для Баля ограничиваются? Как же! В 1977 году команде Союза, которую тогда именовали юниорской, покорился чемпионат мира, а годом ранее чемпионат Европы (тогда на ЧМ выходили все участники полуфиналов Евро). Так вот и в этих сборных в передовых и на передовой числился Баль, причем на мировом первенстве он носил капитанскую повязку.

В его насыщенной карьере числятся еще и два «каре» — по четыре титула чемпиона и обладателя Кубка СССР. Ну и, конечно же, медаль обладателя КОК 1986 года, как же без нее-то! Тут уже и рассказывать что-то излишне только тосковать по великому…

Десять лет Баль отдал киевскому «Динамо» и еще десять -израильскому футболу. Баль стал первым советским футболистом, попавшим в топ-клуб израильского чемпионата-тельавивский «Маккаби» (ранее на Землю Обетованную ступили Аджоев и Сукристов). Там он отыграл сезон, потом еще два — в «Бней-Иуде», где хорошо сдружился с тренером команды Гиорой Шпигелем. Команда-то как для себя выступила очень успешно — второе место в 1992 году, третье –в 93-м, когда Баль и повесил бутсы на гвоздь. После ухода из «Бней-Иуды» Шпигель пригласил бывшего подопечного поработать вместе в «Маккаби» из Хайфы. Андрею Балю досталась роль ассистента, впоследствии Баль руководил работой всего молодежного сектора «Зеленых обезьян» (прозвище «Маккаби»). Самостоятельно Андрей потрудился с «Маккаби» из Герцлии (скромная команда, затарившаяся легионерами из бывшего Союза, отменно стартовала, но после травм Надудыд и Нидергауса посыпалась) и с «Акоахом» из Рамат-Гана (еще менее известной командой). На почившем в базе Кубке Первого канала неоднократно доводилось наблюдать, насколько Андрей Михайлович свой в любом израильском городе — встречали как родного везде и всюду!

Израиль Баль покинул достаточно неожиданно — получил привлекательное предложение из каунасского «Жальгириса» от тогдашнего президента клуба Шабтая Калмановича, с которым был хорошо знаком. К слову, вот еще любопытная и во многом загадочная личность… Но пока Баль с командой, которой были обещаны «вливания под амбиции», играл на Кубке Содружества, в Каунасе сменилась власть-контроль над клубом перешел к литовскому бизнесмену Владимиру Романову. У него были совершенно иные взгляды на развитие клуба, и в итоге подписание контракта с Балем так и не состоялось. Оставалось только сожалеть, что он бросил хорошую работу на Земле Обетованной… Так Андрей Михайлович вернулся в киевское «Динамо» — устроился тренером-селекционером.

Однако в 2001 году поступило очень привлекательное предложение возглавить полтавскую «Ворсклу» — разумеется, динамовцы чинить препятствий не стали. Помнится, встретились с Балем как раз на «Динамо» — ух, как у него глаза горели в видуновой работы! В «Ворскле» Андрей Михайлович провел два отнюдь не худших года, и если достижению высоких спортивных результатов препятствовали многие обстоятельства (два 11-х места, из 14-ти и 16-ти команд в 2002-м и 2003 годах соответственно), то игроков Балю удалось подтянуть очень интересных. Помните таких ребят, как Окодува и Ибанда? А словенца Павловича? То-то… Но в начале сезона-2003/04 Балю довелось покинуть «Ворсклу» после крупного поражения от киевского «Арсенала». Впрочем, уж спустя месяц удалось найти новую работу — пришло предложение Блохина стать его помощником в главной команде страны. Вместе с ОВБ Баль способствовал главному достижению нашей сборной- выходу в четвертьфинал чемпионата мира- 2006. Затем был неудачный отборочный цикл к Евро-2008 и отставка всего тренерского штаба.

Блохина со штабом пригласили в ФК «Москва», разумеется, Баль поехал вместе с ним. Поставленные руководством задачи «горожане» не выполнили — в групповой турнир Кубка УЕФА не пробились, а в чемпионате финишировали лишь девятыми. Тому были причины — опять подкараулила тренеров смена руководства, а с ней и смена спортивных ориентиров. Скорая кончина клуба как такового — отнюдь не случайность, и задумывалась она явно еще во время злосчастной работы двух «Б»…

В сентябре 2009-го Баля назначили главным тренером «Черноморца», а на роль спортивного директора пригласили Блохина. Увы, ничего им не удалось — «Черноморец» с треском покинул высшую лигу, и Баль, как положено, винил в том только самого себя. Но особо горевать было некогда — их ждала сборная Украины, кудаштаб Блохина вернулся в марте 2011 года. Разумеется, вместе со всеобщим любимцем, балагуром и весельчаком Андреем Балем.

Дальнейшее вряд ли нуждается в повторении и усвоении слишком свежо в памяти, прежде всего в эмоциональной. Противоречивая кампания подготовки к Евро-2012, которая, впрочем, содержала немало духоподъемных моментов, особенно в ноябре, когда открывали стадионы в Киеве и Львове. Летняя неудача на Евро, впрочем, не сопровождавшаяся требованиями отставки, но всё же уход в «Динамо» после первого тура отборочного цикла ЧМ-2014 (Англия — Украина -1:1)… И — самая загадочная, быть может, страничка истории и биографии, когда в 2013-м тренерский штаб Олега Блохина на волне неудач претерпел оригинальные изменения — Андрей Баль и Алексей Михайличенко покинули его, в то время как главный тренер продолжил работу. Происшедшее вызвало самые разные оценки и предположения, о которых сейчас вряд ли уместно говорить, бередя старые раны. Как-нибудь в другой раз.

Спите спокойно, замечательный вы наш футболист и человек.

Post Author: admin