Иосиф Джугашвили. Стальной характер

Согласно официальной версии, Иосиф Джугашвили родился 9 декабря 1879 года в городе Гори Тифлисской губернии. Хотя метрика из Успенского собора Гори говорит, что произошло это 6 декабря 1878 года. Родителями будущего революционера были сапожник Виссарион (Бесо) и крестьянка-поденщица Екатерина.

 

Семейные драмы

Бесо не особо любил жену и сына. Он был вспыльчивым и грубым человеком, любившим приложиться к бутылке. Сына воспитывал в основном кулаками и ремнем. Жестокое воспитание не могло не сказаться на характере мальчика. Злоба порождает злобу. Coco стал замкнутым.

Семья зажила свободнее, после того как отец устроился на обувную фабрику в Тифлисе и дома стал бывать наездами. Но когда приезжал, то пил и дебоширил по-прежнему. Очевидцы вспоминали, что однажды десятилетний Иосиф не выдержал и метнул в отца нож, когда тот бил мать. Но промахнулся.

Когда Виссариона в 1909 году зарезали в пьяной драке, его жена и сын вздохнули с облегчением. Однако жестокость, с которой он воспитывал сына, к тому моменту уже стала неотъемлемой чертой юноши.

В сентябре 1894 года по настоянию матери 15-летний Иосиф поступил в Тифлисскую семинарию. Именно там он и познакомился с марксизмом. Окончить семинарию ему было не суждено. 29 мая 1899 года Джугашвили под надуманным предлогом — «за неявку на экзамены по неизвестной причине» — исключили.

Светлая полоса в жизни Иосифа настала, когда 16 июля 1906 года он женился на сестре своего однокашника Екатерине Сванидзе. Молодая семья жила в неказистом домишке на окраине Тифлиса. В марте 1907 года у них родился первенец — сын Яша. Это был, пожалуй, единственный период в жизни Сталина, когда он ощущал себя счастливым.

Никто и никогда позднее не видел на его лице такой любви. Но спустя полгода после рождения малыша Екатерина заболела туберкулезом и вскоре скончалась. Это стало настоящим шоком для молодого мужа. В архиве музея Сталина в Гори сохранилось фото, где Иосиф стоит возле гроба жены. Нервное худое лицо с растрепанными волосами -его скорбь очевидна. На похоронах у Coco помутился разум, он прыгнул в могилу. Его едва уговорили вылезти обратно. Возможно, именно после этого дня его характер начал становиться по-настоящему стальным. После страшного потрясения его сердце не могли тронуть уже никакие переживания.

 

Разбой во имя партии

С Владимиром Ульяновым (Лениным) Иосиф Джугашвили впервые познакомился в декабре 1905 года на I конференции РСДРП в Таммерфорсе. К тому моменту Джугашвили был уже опытным подпольщиком. За плечами были организация социал-демократической ячейки в Батуми, батумская и кутаисская тюрьма и ссылка в село Новая Уда под Иркутском.

Из той ссылки Сталин сбежал. Причем первый раз он сам вернулся назад, так как сильно обморозил лицо и уши. Но вторая попытка оказалась успешной. Сбежав, Иосиф не уехал за границу, а вернулся в Тифлис, где продолжил подпольную деятельность.

После провала первой русской революции РСДРП остро нуждалась в деньгах. Поэтому Ленин не видел ничего зазорного в том, чтобы добыть эти деньги грабежами. Правда, большевики    предпочитали называть их «экспроприациями», или «эксами». Самым лучшим в этом деле оказался кавказский боевик по кличке Коба — он же Давид, он же Нижерадзе, он же Чижиков, он же Иванович, он же Сталин. Свои планы Коба согласовывал с куратором партийной кассы Леонидом Красиным, и слово партии было для него превыше всего.

В июне 1907 года группа Сталина осуществила одну из самых масштабных экспроприации. Они ограбили в Тифлисе транспорт казначейства, который провозил 250 тысяч рублей. Грабители забросали транспорт бомбами, от которых погибли пять охранников и около 17 человек получили ранения. Похищенные деньги закрыли нужды РСДРП на несколько месяцев. Лидером налетчиков был Камо (Симон Тер-Петросян), но он лишь слепо подчинялся главе боевой ячейки Кобе. Тот факт, что Сталин имел власть над группой в 75 человек, многие из которых были откровенными головорезами, говорит об его авторитете, который без демонстрации жестокости и личной храбрости был просто немыслим.

 

Прошедший сквозь строй

Конечно, царский сыск не сидел сложа руки. Жандармы регулярно задерживали как рядовых боевиков, так и лидеров уровня Сталина. Но даже в тюрьме сила характера Кобы была такова, что матерые уголовники признавали его за авторитета.

В камере Джугашвили вел себя независимо, не пресмыкался ни перед администрацией учреждения, ни перед блатными. Однажды доведенный до бешенства начальник тюрьмы приказал прогнать Джугашвили сквозь строй -это жестокая процедура, при которой человек идет по коридору из людей, и каждый из них бьет его палкой. Вот как вспоминал об этом эсер Семен Верещак: «Немногие выживали после этого. Некоторые от боли и напряжения сходили с ума. Никто не доходил до конца страшного строя. Сталин сказал себе, что дойдет… Его спина обратилась в кровавый пузырь Он шатался. Но стиснул зубы — и дошел до конца строя. Уже там свалился. Но выжил. Когда оправился — бежал и снова начал подпольную работу».

Впрочем, сила характера Сталина проявлялась не только в противопоставлении себя режиму. В камерах он часто и до хрипоты участвовал в марксистских диспутах, нередко заканчивавшихся драками. Однажды, услышав, как сокамерник мечтает о революции, Иосиф тяжело спросил: «Крови тебе захотелось?!» После чего вытащил спрятанный нож и сильно полоснул себя по ноге: «Вот тебе кровь».

Иногда казалось, что для Кобы аресты, тюрьмы и ссылки — чепуха. Шесть раз его высылали в Сибирь на исправление. И отовсюду, кроме последней ссылки в Туруханский край в 1913 году, он сбегал через месяц-другой после прибытия.

Многие от таких ссылок сходили с ума, теряли дух и совершали самоубийства. Не минула депрессия и Сталина. В забытом богом поселке Курейка он порой целыми днями лежал на кровати и не делал ничего. Порой не мог заставить себя встать даже для того, чтобы умыться, помыть посуду или сделать мелкую работу по дому. В такие моменты ему казалось, что жизнь окончена и впереди не ждет ничего хорошего. Находившийся вместе с ним в этой ссылке Яков Свердлов, не выдержав этой атмосферы отчаяния, даже переехал на другую квартиру. Однако в конце концов Сталин нашел в себе силы выйти из депрессии. И после этого уже никогда не позволял себе опуститься до состояния, подобного тому, что завладело им во время ссылки.

Только после Февральской революции Сталин вернулся в Петербург, где до приезда Ленина был одним из лидером ЦК РСДРП. А по приезде главы партии Сталин стал его верным помощником. Именно он 16 октября 1917 года на расширенном заседании ЦК выступил против позиции Льва Каменева и Григория Зиновьева, которые проголосовали против решения о вооруженном восстании.

После Октябрьского переворота Сталин занял пост народного комиссара по делам национальностей. В отличие от многих интеллигентных лидеров большевиков, полагавшихся на выступления и статьи, Сталин предпочитал держать в своих руках нити организационных связей. Он понимал, что только таким путем можно управлять руководящими кадрами, которые необходимы для функционирования любой организации.

 

Бей своих, чтоб чужие боялись

Начиная с 1922 года, когда болезнь стала мешать Ленину полноценно управлять партией и страной, Сталин, Зиновьев и Каменев организовали «тройку», основанную на противодействии Льву Троцкому. Последний в противовес возглавил Красную армию и расставил своих людей на руководящих должностях. Перелом наступил после XIII съезда, где Троцкий потерпел сокрушительное поражение.

Затем началась атака Сталина на бывших союзников по «тройке». В 1925 году на XIV съезде ВКП(б) «левая оппозиция» Зиновьева и Каменева была осуждена. После чего путь к верховной власти для Иосифа Сталина был открыт. Репрессии 1930-х годов и вовсе сделали его «живым богом» для миллионов людей.

Сильные морально-волевые качества Иосифа Джугашвили вновь нашли свое применение в период начала Великой Отечественной войны. Искренняя вера в то, что, не разобравшись с Великобританией, Гитлер не нападет на СССР, сыграла с ним злую шутку.

Многие утверждают, что нападение Германии стало для Сталина таким шоком, что он даже не смог обратиться по радио с воззванием к народу. Однако мало кто знает, что война застала Сталина тяжело больным. Как вспоминают очевидцы, утро 22 июня 1941 года генсек, у которого была жуткая ангина и держалась температура за 40, встретил в Кремле. Говорить, а тем более выступать по радио он не мог. А между тем этого требовала ситуация. Поэтому с обращением выступил Молотов. Весь день Сталин провел в Кремле. Подписал директиву об отражении гитлеровской агрессии и только вечером вернулся на дачу в Кунцево. После чего трое суток — 23, 24 и 25 июня генсек лежал пластом. Воспаленные миндалины мешали не только говорить, но и принимать пищу. Всем звонящим отвечали: «Товарищ Сталин занят и разговаривать с вами не может». Отсюда и появилось мнение, что Сталин в первые дни войны был в шоке и практически недееспособен.

Тем не менее даже в таком состоянии кое-кого генсек принимал. Записи в журнале говорят о количестве принятых им лиц: 22 июня -29 встреч, 23 июня — 21, 24 июня — 20, 25 июня — 29, 26 июня — 28, 27 июня — 30, 28 июня — 21 встреча. Причем последняя встреча заканчивалась в 1:30 ночи.

В первый день начала войны Сталина посетил его старший сын Яков. Всемогущий отец только и смог сказать ему: «Иди воюй!» И Яков вместо штабной работы отправился в белорусское пекло, где попал в плен. Немцы хотели расстрелять черноглазого Якова как еврея, но кто-то из пленных крикнул: «Это не еврей, это сын Сталина!»

Глава СССР испытал чувство бессилия, когда осенью 1941-го в Москве появились листовки с фото Якова и немецкого офицера. Листовка призывала «повторить поступок сына Сталина и сдаться в плен». Гнев Сталина на сына отразился на семье Якова. Его жена и дочь были высланы в Сибирь. А когда в 1943-м немцы предложили обменять Якова на плененного фельдмаршала Паулюса, Сталин ответил отказом.

 

Post Author: admin