Кнуд Йохан Виктор Расмуссен. Большой белый друг

Далеко-далеко от Европы, ближе к Америке, раскинулся омываемый двумя океанами самый большой остров планеты — Гренландия. Еще недавно он считался самым близким к Северному полюсу куском суши. Более 80% его поверхности покрыто ледниковым панцирем. Открытый викингами еще в X веке, позднее он надолго был забыт, но необитаемым не стал. Испокон веков населяли его эскимосы и другие родственные им северные народы. В XVIII веке об острове вспомнили: туда пришли датчане и, ссылаясь на первооткрывателей-викингов, начали колонизацию.

 

Холодная родина

Следует признать, никто не сделал для хозяйственного и культурного развития острова больше, чем датчане. И огромная заслуга в этом принадлежит известному полярнику и антропологу Кнуду Йохану Виктору Расмуссену, ставшему «Большим белым другом» для аборигенов острова.

Он появился на свет 7 июня 1879 года в гренландском местечке Якобсхавн. Отцом его был местный пастор-датчанин, а в жилах матери смешалась кровь датчан и одного из местных эскимосских племен. Маленьким мальчиком он уже плавал в эскимосском каяке. В 7 лет научился управлять собачьей упряжкой, в 11 -уже ходил на охоту вместе с взрослыми гренландцами, владел гарпуном, мог построить снежную хижину — иглу. Во время летних каникул Кнуд никогда не сидел дома. Он бродил в окрестностях поселка, распутывая следы животных, наблюдал, как охотятся взрослые.

В 1891 году Кнуд поступил в гимназию в Дании (через несколько лет туда переехала и его семья). Поначалу ему пришлось туго — датский язык он знал хуже инуитского. Вскоре он прекрасно овладел литературным датским языком, но школьные товарищи еще долго продолжали называть его «эскимосом».

В 1898 году Кнуд Расмуссен поступил в университет в Копенгагене. Вначале изучал гуманитарные науки -философию, историю, фольклористику и прочее. Затем прослушал курсы лекций по географии, геологии, зоологии и другим естественным наукам, так или иначе связанным с полевыми исследованиями. В те годы Кнуд много читал о полярных путешествиях.

В 1901 году он провел каникулы в Лапландии, где познакомился с жизнью лопарей — оленеводов и охотников. О своих впечатлениях он рассказал в ставшей популярной книге «Лапландия».

На следующий год Кнуд отправился в Гренландию в составе так называемой Литературной экспедиции, целью которой было познакомиться с жизнью гренландцев, записать их сказания и легенды и, если удастся, добраться до северо-запада острова, где жили полярные эскимосы. В середине июля 1902 года путешественники высадились на остров и отправились в селение Кангек.

 

На мысе Йорк

Радушно встреченные местными жителями, датчане устроили для них импровизированный концерт, в ходе которого эскимосы впервые увидели граммофон. Когда концерт кончился, старейшина селения предложил дать маленькому человеку, что сидит внутри ящика и издает столь чудесные звуки, пожевать немного табаку, чтобы отблагодарить его за доставленное удовольствие. Когда Расмуссен объяснил устройство граммофона, всеобщему удивлению не было предела: «Подумать только, мы слушали музыку, которая звучала давным-давно где-то далеко за морем».

На небольшом островке неподалеку от Кангека Расмуссен осматривал старые эскимосские могилы, там же он нашел развалины старого полуподземного жилища. Отапливались и освещались такие   жилища   каменными плошками, в которых горел тюлений жир. Все лето Расмуссен   посещал   селения зверобоев и рыбаков. Сотня за сотней километров оставались позади, каждый день в дневнике Расмуссена появлялись новые наблюдения о жизни эскимосов.

Незаметно пришла зима, море замерзло, каяки сменились санями с собачьей упряжкой. К концу февраля исследования на западе Гренландии были завершены, и экспедиция решила переместиться севернее для изучения быта и культуры живущих там полярных эскимосов. Состав экспедиции пополнился молодым гренландским священником и двумя эскимосами-охотниками.

В середине марта экспедиция достигла самого северного поселения Гренландии. Но чтобы добраться до мыса Йорк, где жили полярные эскимосы, надо было преодолеть сотни километров по снежной пустыне. В дороге тяжело заболел один из участников экспедиции — художник Мольтке. Путешественникам не хватало пищи. Большую часть провизии пришлось скормить собакам. Последние двое суток экспедиция ехала день и ночь, стремясь быстрее добраться до мыса Йорк.

Наконец они увидели стойбище, но оно оказалось покинутым. В одном из иглу Расмуссен нашел тушу тюленя. Эта находка, возможно, спасла их: накормили собак, досыта наелись сами. Тем временем Мольтке становилось все хуже. Оставив его там с остальными членами экспедиции, Расмуссен с товарищем на собачьей упряжке отправились на поиски ближайшего стойбища эскимосов.

За 12 часов они преодолели более сотни километров, прежде чем нашли обитаемое стойбище. Через некоторое время посланные Расмуссеном местные юноши доставили сюда Мольтке. Так началась жизнь Расмуссена среди полярных эскимосов. Каждый день ходил он по домам, провожал мужчин на охоту, смотрел, как живут люди, слушал и записывал их песни и предания. Удалось Расмуссену увидеть и великое камлание шамана — священнодействие, сопровождаемое пением и бубном.

 

Великий труд

В сентябре 1904 года путешественники вернулись в Данию, привезя с собой ценнейшие записи фольклора гренландцев, материалы об их жизни и обычаях. Успех экспедиции был во многом обусловлен участием в ней Расмуссена с его знанием языка и обычаев эскимосов. Летом 1905 года по поручению датского правительства Расмуссен снова отправился в Гренландию — на этот раз для того, чтобы изучить возможности разведения на западном побережье острова домашних оленей. В 1906-1908 годах он гостил у полярных эскимосов, продолжая изучать их быт и культуру.

На средства, с большим трудом собранные в Дании, Расмуссен основал на мысе Йорк торговую факторию и назвал ее Туле — по имени полулегендарной страны, которую якобы видел один из первых северных мореплавателей, древний грек Пифей. Позднее это название распространилось на весь район расселения полярных эскимосов, который стал называться дистриктом Туле. Фактория покупала шкурки песцов и другую продукцию охотничьего промысла, а взамен снабжала местных жителей оружием, боеприпасами, керосином, мукой. Всей деятельностью фактории до самой смерти руководил Расмуссен. В 1920 году он разработал и убедил эскимосов принять закон Туле. В нем имелись положения об охране природы, о запрещении хищнических приемов охоты. Из старейшин был создан совет, который следил за соблюдением закона. Позже Расмуссен стал официальным полномочным представителем Дании в Туле. После этого за ним и закрепилось уважительное прозвище «Большой белый друг».

В 1912 году Расмуссен вместе с картографом Фрейхеном выехал из Туле на собачьих упряжках и добрался до небольшого селения, находящегося примерно в300 километрахк северу от Туле. Оттуда он повернул на восток, поднялся на ледниковый щит и пересек его. Оказавшись на северо-восточном побережье Гренландии, Расмуссен и Фрейхен за несколько недель напряженной работы нанесли этот район на карту, а также провели метеорологические наблюдения, познакомились с животным и растительным миром. Расмуссен нашел здесь остатки поселения эскимосов, являвшегося самым северным пристанищем человека на Земле. Своим открытием он положил начало исследованию древнейших культур Гренландии.

Кнуд участвовал во множестве гренландских экспедиций. Им написано множество статей и книг, посвященных родному острову и его коренным обитателям. Выступал он и как пропагандист зародившейся эскимосской литературы: перевел на датский язык и написал предисловие к первому произведению гренландской литературы — роману «Мечты».

Осенью 1933 года, во время седьмой экспедиции, Расмуссен отравился мясом. Его перевезли в Копенгаген, но было поздно. 21 декабря 1933 года он скончался. Хоронили его не только датчане, но и друзья из Гренландии. Один из них, провожая Кнуда в последний путь, сказал: «Хотя ты умолк, но твой великий труд всегда сам будет говорить за тебя».

Post Author: admin