Португалия. Страна портов и винных погребов

Португалия — «белое пятно» на винной карте Европы. Спешу ответить на возмущенные возражение читателей, что. мол, о портвейне слышали все. Да, слышали. Но, положа руку на сердце, спросите себя сами, как много ваших друзей и знакомых ассоциирует портвейн с Португалией? Уверен, что немного. Помимо прославленного портвейна в этом краю Европы делают отличные сухие вина, о которых мы и знать не знаем. Ну если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе. Едем в Португалию,

 

Счастливые южане

Еще на подлете к Лиссабону я понял, что Юг — дело яркое и веселое. Португальцы, пренебрегая всеми правилами безопасности, сбивались в кучу в каком-нибудь одном месте салона и вели оживленные беседы. Жестикуляция, мимика, жгучие взгляды — все выдавало в пассажирах горячих южан. Но больше всего удивило пение. Пассажиры, вдоволь наболтавшись, вдруг затянули песню. Их сборная не выиграла матч, Португалия не стала первой экономикой мира, среди поющих не было счастливой пары молодоженов — никаких особых причин для веселья не было. Португальцы пели просто потому, что им было хорошо. Мой знакомый Томас, маркетолог из Гамбурга, однажды признался, что очень завидует южанам: «Мы одержимы работой, мы видим в ней смысл своей жизни и, даже отдыхая, мы не можем выйти за рамки, как будто сидим в своих кабинетах, — сокрушался мой немецкий друг, — а вот южане, посмотри на них, они радуются жизни каждую минуту, они гораздо ближе к счастью, чем мы». На протяжении всей моей поездки по Португалии эта теория находила множество подтверждений. Говоря о финансовом кризисе, португальцы прятали улыбку в уголках губ, как будто речь шла вовсе и не о них. Попав под проливной дождь, мой гид Жоана нашла причину рассмеяться промокшим сапожкам. А девушка-экскурсовод, у которой я «стрельнул» дешевую и крепкую сигарету, ничуть не смутилась моему кашлю, а, улыбнувшись, попросила затягиваться не очень глубоко. И все с улыбкой, с искрой в глазах, с припевом. Уж не знаю, что должно случиться, чтобы южанин опечалился или захандрил.

 

Идеальная таверна

«Сетевые заведения — это табу!» — мой португальский гид и поводырь Жоана резко оборвала мою попытку свернуть в ресторан гостиницы. Девушка пообещала показать лучшее аутентичное заведение Лиссабона. По ее словам, это было просто «идеальное» заведение. Откуда мне, темноте деревенской, было знать, что это такая игра слов. Идеальным местом оказался ресторанчик Taberna і Ideal — «Идеальная Таверна». Как ; я потом понял, мне очень повезло, і так как попасть в ресторанчик не ; так-то просто. Во-первых, столики расписаны на недели вперед, а, во-вторых, чтобы войти внутрь, нужно постучать-позвонить в і дверь. Будто не в таверну пришел, а в гости напросился. Небольшой, шумный, но уютный зал был набит под завязку. Меню написано прямо на стенах, хозяин объяснил, что решил не заворачиваться с бумажной версией прейскуранта: «Наше меню не просто сезонное, а, буквально понедельное — если нам в руки попадает какой-то свежий и очень вкусный продукт, мы за один вечер можем переписать і весь список блюд. Поначалу прихолилось постоянно перепечатывать меню, а потом мы решили и вовсе отказаться от бумаги — пишем прямо на стенах». Угостив нас брускеттой с овечьим сыром и травами, повар-владелец удалился в глубину кухни. До сих пор ломаю голову над секретом той закуски. С расшифровкой трав проблем не возникло — молотые базилик, тимьян, да и сыр, вроде бы, как совсем обычный. Но вкус был совершенно особенный. Вторым блюдом была подана куриная печень с грибами. А сочетать это блюдо нам порекомендовали с местным вином специалитетом.

 

Каморка старьевщика

Из разговора Жоаны и владельца Taberna Ideal выяснилось, что в зале нет ни одного нового предмета интерьера. Все было куплено за сущие гроши на лиссабонских блошиных рынках. Нам порекомендовали посетить самый старый из них у площади Campo de Santa Clara. Наводка o-казалась очень удачной — такого собрания традиционного португальского кафеля azulejo не в каждом музее увидишь. После настоящего португальского портвейна это, наверное, лучший сувенир из Португалии. На рынке я увидел множество авторских вариаций azulejo, продающихся в форме магнитов, — туристы расхватывали их, как горячие пирожки. Цена сувенира — от 3 до 5 евро. Попадались и плиточки XIX века, особенно запомнилась плитка 1871 года — в этом году родилась наша поэтесса Леся Украинка. Но цена у старинного артефакта соответствующая — 18 евро. Поразила коллекция курительных трубок, в которой были собраны нелепо длинные образцы и совсем коротенькие трубочки. Может быть, я и ошибаюсь, но она из трубок напомнила мне гуцульскую трубочку — та же изящная резьба, теже мотивы в оформлении. Сразу видно — дело рук горца. Исправные, почти не тронутые временем пишущие машинки, расписные сервизы, африканские маски и статуэтки, сотни улыбающихся фигурок Будды — лиссабонская «блошка» просто находка для любителей старины. Но больше всего запомнилась пара тяжелых винных бокалов с выгравированными вензелями и гербом. Торговец рассказал, что ему их привезли из Испании. Интересно, какие вина пили из этих бокалов, в честь каких событий поднимали их за роскошным столом? Увы, не сторговался, уж очень дорого просил за них торговец хламом.

 

Винный дом Grahams

Другой важный и интересный город Португалии — это Порту. После пары часов езды между рощами пробкового дуба вы попадаете в другую Португалию. Здесь воздух ощутимо влажнее, морской ветер жестче и холоднее. Проворно ныряя в узкие улочки старого города, Жоана припарковалась возле низкого знания с надписью Lodge 1890. Это дом-музей одного из самых известных винных домов Португалиии — Graham’s. В 1890 году шотландская семья Graham построила в Порту свою винодельню. Тут происходили все производственные процессы и выдерживалось вино. Со временем производство было перенесено в другие места, а в доме Graham’s был открыт музей семьи и компании. В 2011-м тут провели реконструкцию, расширили экспозицию и сделали музей настоящим винным центром. Ныне владеющая зданием семья Symington решила не скупиться на реконструкцию исторического объекта. В коллекции музея можно увидеть старые инструменты для сбора винограда, раритетные фото виноградников, документы и этикетки прошлых лет. Впечатляет набор калибровочных мер для вина, датируемый 1770 годом. В музее винные неофиты могут узнать, как происходит сбор, производство и выдержка знаменитых португальских портвейнов. Тут же в музее проходят выдержку сотни бочек с самим портвейном. При реконструкции технологию решили не менять и даже оставили грунтовый пол. В жаркую летнюю пору его поливали водой, чтобы поддержать низкую температуру в подвале. Конечно, лучшим и самым надежным источником знаний о портвейне стала дегустация старых образцов в дегустационном зале. Больше всего впечатлил образец 1952 года Graham’s Single Harvest Tawny Port. Его изготовили в честь бриллиантового юбилея Ее Величества Королевы Елизаветы П. Во вкусе портвейн демонстрирует сногсшибательные ореховые ноты и нюансы сухофруктов. Несмотря на солидный возраст, портвейн очень свежий и яркий во вкусе. Спешите попробовать, такого чуда осталось совсем мало!

Post Author: admin