Эволюция «Дакара»

Безумная авантюра, гонка смертников, песчаная сковородка — как только ни называли ралли-рейд «Париж-Дакар». Но жажда риска, адреналина и славы уже 36 лет заставляет амбициозных сорвиголов мчаться навстречу своей судьбе.

В сумерках 14 января 1986 года в условиях практически нулевой видимости вертолет Aerospatiale AS 350 боролся с песчаной бурей. Завершался очередной этап VIII ралли «Париж-Дакар». Машина шла на минимальной высоте, практически на ощупь, следуя за красными огнями мчавшегося внизу «Лендровера». До пункта назначения — оазиса Гурма-Рарус — оставалось всего9 километров, когда на пути вертолета внезапно встал 30-метровый бархан. Страшный удар разбросал обломки и тела на400 метров. Все пять человек, находившиеся на борту, погибли. Среди них был и 36-летний основатель ралли-рейда Тьерри Сабин.

К тому моменту «Париж-Дакар» проводился уже восьмой год и стал престижнейшей гонкой по бездорожью, а также рейтинговым шоу с миллиардной аудиторией благодаря ежедневным телерепортажам. Не случайно в разбившемся вертолете Сабина сопровождали журналистка и телеоператор.

 

Идея на миллион

Первый тест на выносливость и прочность машин и характеров был проведен в 1978-м, хотя автомарафоны через Сахару проводились и ранее. В одном из них — ралли Абиджан-Ницца 1977 — участвовал мотогонщик Тьерри Сабин. Во время очередного этапа он заблудился среди бескрайних барханов пустыни Тенере. Потратив восемь дней, чтобы выбраться из песков, в которых то и дело увязал мотоцикл, француз благополучно освободился из плена. Но в его голове крепко засела мысль о проведении в этих дюнах гонки совершенно иного уровня. Медлить Тьерри не стал. Он знал, что делать, поскольку уже имел опыт организации ралли. Слух о грядущем рейде быстро разнесся в гоночной тусовке. Тем временем Сабин разрекламировал автогонку среди знакомых журналистов. Даже эффектный слоган придумал: «Un defi pour ceux qui partent. Du reve pour ceux qui restent» — «Вызов для тех, кто решился. Мечта для тех, кто остался». Грех было упустить такую возможность! Газетчиков и телевизионщиков привлек маршрут длиной в десять тысяч километров, проложенный не просто по абсолютному бездорожью, а по наиболее гиблым и безлюдным местам Африки. Отдельной ТВ-группе для репортажей был выделен вертолет. А в качестве аперитива Тьерри преподнес старт с парижской площади Трокадеро с последующим пробегом по территории Франции.

На второй день после Рождества -26 декабря 1978-го — под аплодисменты зрителей внушительный автокараван отправился в дальний путь от подножия Эйфелевой башни. Среди 182 машин большинство — 90 — были мотоциклами, компанию им составили 80 легковых авто и 12 грузовиков. Правила гонки с тех пор принципиально не менялись. Общая протяженность «Дакара», как правило,10 000 километрови более. (Самая длинная трасса — около15 000 километров- была проложена организаторами в 1986 году.). Весь маршрут разбивается на 15-20 этапов длиной 600-900 км, на каждый из которых отводится один день. Этап состоит из скоростного спецучастка и лиазона. На спецучастке гонка идет на время. От времени, затраченного на прохождение участка между двумя чекпойнтами, зависит позиция гонщика на следующем этапе, что лишь усиливает азарт. После спецучастка начинается лиазон — участок-связка без контроля времени, где экипажи могут сбавить скорость и спокойно доехать до бивуака, где ждет техпомощь и долгожданный ночлег. Побеждает в «Дакаре» тот, кто преодолеет весь маршрут за наименьшее время.

 

Жернова пустыни

Начало января — единственный период, когда возможно проведение подобной авантюры в африканских пустынях. Но и зимой средняя температура воздуха в глубине пустыни не бывает ниже 30 градусов. Представьте себе раскаленные необитаемые песчаные поля на сотни километров, не видевшие дождя 30 лет, душное колышущееся марево горизонта, полное отсутствие тени, воды и какой-либо растительности. Пыльные шлемы гонщиков, судорожно вцепившихся в руль, мокрых от пота, одетых в душные комбинезоны и ботинки. Перефразируя Высоцкого, каждый из этих парней надеется только на крепость рук и молится, чтобы машина не подвела. На своем пути трасса марафона пересекает не только пустыни, но и другие ландшафтно-климатические зоны. В саванне или субэкваториальных лесах может внезапно начаться сильный ливень, и тогда трасса моментально раскисает, а сухие русла становятся бурлящими потоками на пути машины. Образовавшиеся огромные лужи чреваты невидимыми ямами, в которых может застрять и заглохнуть любое авто. А еще встречается феш-феш — кошмарный сон любого гонщика. Это мелкодисперсная пыль глубиной до полуметра наподобие муки или сухого цемента, ехать в которой невозможно. Машины, и тем более мотоциклы, беспомощно буксуют в вязкой субстанции, а поднимаемая в воздух пыль затрудняет видимость другим экипажам, что часто заканчивается столкновениями. Гонщики вынуждены часами откапывать свое транспортное средство, при этом сами проваливаются в феш-феш по колено.

 

Бездорожно-транспортные происшествия

При большой плотности пелотона идущие первыми машины поднимают огромный шлейф пыли и песка, который долго не оседает и усложняет видимость задним, причем каждая последующая машина не добавляет прозрачности воздуху. Арьергарду приходится либо идти вслепую, рискуя налететь на внезапно притормозившего участника, либо уходить в сторону, чтобы обеспечить лучший обзор. Но не всегда трасса позволяет это сделать: бывают узкие участки, где выезд на каменистую обочину чреват проколом колеса или опрокидыванием. Понятно, что на таких «пыльных» участках выигрывает тот, кто сумел удержаться на открытом пространстве либо со старта ушел в лидеры. Поскольку дороги на большей части спецучастков отсутствуют в принципе, смекалка штурмана не менее критична, чем мастерство водителя. Тяжелее всего мотоциклистам: следить за дорогой, удерживаться на трассе и прокладывать маршрут приходится в одиночку. Сегодня каждый участник пользуется GPS-приемником Iritrack. Но это не тот привычный навигатор, который автоматически прокладывает оптимальный маршрут. Прибор, который выдается организаторами, является стандартным для всех и выполняет функции компаса, показывая только текущие координаты и направления сторон света. Использование других функций приемника, а также собственных устройств запрещено и карается штрафными очками. Организаторами данные навигатора используются для замеров скорости и местонахождения участников, а также времени прохождения чекпойнта. Сегодня считается, что без навигатора найти верную дорогу практически невозможно. Особенно затруднительна навигация в пустыне, где вокруг сплошной песок. Однако до 1992-го, когда на «Дакаре» впервые появилась GPS-аппаратура, экипажи пользовались только картами, которые выдавались перед стартом каждого этапа. В них были указаны направления маршрута, общая длина участка и основных его отрезков, предупреждения об опасностях.

Заблудиться в пустыне до сих пор обычное дело для пилотов, ведь даже навигационные приборы иногда отказывают или разбиваются. Один из характерных случаев произошел в 1982 году. Экипаж Марка Тэтчера, сына премьер-министра Великобритании, отбился от пелотона во время скоростного этапа 9 января, когда остановился починить рулевое колесо своего «Пежо 504». Марк вместе с механиком и штурманом не выходили на связь. Начались масштабные поиски. Через 3 дня их объявили пропавшими без вести, но поиски продолжались. И только еще через 3 дня алжирский военный самолет, участвовавший в операции, заметил белый автомобиль в50 километрахот трассы маршрута. К счастью, все трое оказались целыми и невредимыми. Годом позже, в 1983-м пелотон впервые пересек пустыню Тенере, в которой попал в песчаную бурю. Более 40 участников потерялись среди дюн. Поиски были затруднены тем, что вертолет Тьерри Сабина получил повреждения, а медицинский просто не смог взлететь. И хотя в итоге нашлись все, мотогонщик Жан-Ноэль Пино погиб.

 

Как на войне

Увы, далеко не все происшествия заканчивались счастливо. Смерть с самого начала сопровождала «Дакар». Уже в первой гонке разбился мотоциклист Патрис Доден. А всего, начиная с 1979 года, ралли унесло жизни 69 человек, 28 из которых — сами участники. Среди 41 остальных — упомянутый Тьерри Сабин, 14 журналистов и механиков команд, а также 36 зрителей. До 1992 года самой частой причиной смерти гонщиков были столкновения машин. Так ушли в иной мир 19 мотоциклистов, шестеро членов экипажей : легковых автомобилей и один —  грузовика.

Самым трагическим стал Дакар 1988 года, унесший жизни шести человек — троих гонщиков и троих местных жителей. Сначала разбился мотогонщик из команды BMW Жан-Клод Югар. Затем драма постигла экипаж заводской команды DAF. Их грузовик на огромной скорости180 км/чналетел на песчаную дюну. Машина несколько раз сделала сальто и развалилась на части. Штурман Кис ван Левезейн вылетел через лобовое стекло, его смерть была мгновенной. Водитель Тео ван де Рейт был тяжело ранен, но благодаря авиатранспортировке в Голландию выжил. Потрясенное руководство команды приняло решение не только сняться с ралли, но и позднее решило вообще уйти из автоспорта.

С конца 1980-х годов интерес к ралли-рейду начали проявлять местные криминальные и парамилитарные группировки. Зачастую трасса гонки проходила по территории боевых действий, которые то и дело вспыхивали в Мали и Западной Сахаре. В 1989 году боевики-туареги из Западной Сахары устроили перестрелку на трассе ралли, в результате погиб местный житель и пилот Citroen француз Шарль Кабанн. В 1991-м в аналогичной ситуации пуля настигла водителя машины техпомощи. На время проведения ралли некоторые участки трассы, которые приходились на зоны боевых действий, нужно было разминировать, и бывали случаи, когда пилоты не могли удержать машину на узкой свободной от мин полосе, вылетали за ограждения и подрывались. Так, «Дакар»-1996 был омрачен тем, что один из грузовиков-техничек Citroen под управлением Лорана Геже подорвался на мине на юге Марокко. А на «Дакаре» 2001 года джип сопровождения на границе Марокко и Мавритании также наехал на мину. В результате взрыва португалец Жозе Эдуарду Рибейру лишился ноги.

Местные власти так и не смогли обеспечить безопасность соревнований, и с каждым годом проблема терроризма лишь усиливалась. На пятом этапе «Дакара»1999 группа вооруженных людей в Мавритании сначала ограбила экипаж Стефана Пиха, племянника владельца немецкого автоконцерна Audi-Volkswagen. А затем в засаду попали 1 мотоцикл, 3 квадроцикла, 12 машин и 7 грузовиков. Бандиты отобрали у гонщиков документы и деньги и скрылись восвояси на четырех «трофейных» внедорожниках и трех грузовиках. В 2000 году ралли-рейд проходил по маршруту Париж-Дакар-Каир. Французское правительство предупредило организаторов о высокой угрозе вооруженного нападения террористов в Нигере, где должны были пройти четыре этапа. В итоге гонку не остановили, но из маршрута ралли пришлось вырезать огромный участок длиной около3 000 км. Гонка продолжилась лишь после того, как организаторы перевезли всех участников в Ливию вместе с техникой. С этой задачей прекрасно справились арендованные транспортники Ан-124.

2007 год мог стать последним в истории ралли «Дакар». В декабре подготовка очередному марафону вышла на завершающую стадию. Гонка должна была стартовать 5 января в Лиссабоне и через6 000 километровфинишировать в Мавритании. Но 24 декабря в Мавритании террористы из группировки, именующей себя отделением «Аль-Каиды», расстреляли четверо французских туристов, включая двоих детей. Тем не менее организаторы не хотели отменять соревнования, заявив, что все необходимые меры безопасности будут приняты и никто из спортсменов не пострадает, по крайней мере от пуль и мин. Эту позицию поддержали и власти Мавритании. В начале января в Лиссабон приехали участники, среди которых, кстати, должна была дебютировать и украинская команда «КрАЗ». 4 января пилоты собрались на брифинг, посвященный старту гонок, намеченному на следующий день. Но вместо стандартного анонса услышали совсем другое объявление. «Организаторы и правительство Франции ответственны за жизнь и безопасность каждого участника, поэтому «Дакар»-2008 в связи с террористической угрозой отменяется». Многие гонщики не скрывали слез. Цена безопасности и репутации была велика: убытки, понесенные организаторами ралли-рейда, составили 1 миллиард евро, но это не помешало принять тяжелое решение об отмене.

 

Битвы моторов

Все участники «Дакара» делятся на раллийные автомобили, мотоциклы, квадроциклы и грузовики. В каждом классе выявляется свой победитель ралли-рейда, хотя есть и абсолютный зачет. В гонках принимают участие как профессиональные спортсмены в составе заводских команд, так и любители. Но хотя последних на порядок больше, говорят о них и показывают намного реже, ведь все внимание сосредоточено на сражении лидеров, у которых и машины помощнее, и ресурсов несравнимо больше. Классические битвы вошли в историю — в классе мотоциклов это BMW против Honda в 1980-х, среди легковых авто -Peugeot 205/405 против Mitsubishi Pajero во второй половине 1980-х или новое поколение Mitsubishi Pajero против Citroen ZX в 1990-х, в классе грузовиков -KamAZ против Tatra в тех же 1990-х.

Во все эти дуэли каждой из заводских команд были вложены десятки и сотни миллионов долларов. Ведь крупные автопроизводители в конечном счете приходят в ралли для рекламы и испытаний техники. И в результате мы наблюдали коммерческий успех Volkswagen Touareg или Mitsubishi Pajero. Но любители, даже не обладая такими же масштабными ресурсами, как гранды, часто могли навязать им борьбу. Среди таких энтузиастов выделяется гонщик Жан-Луи Шлессер, который на багги собственной конструкции с моторами Renault дважды побеждал в «Дакаре» — в 1999 и 2000 годах. Ну ладно, Шлессер — миллионер и бывший гонщик «Формулы-1». Опытнейший менеджер, конечно, знал, чем привлечь спонсоров. А вот успешное выступление французских экипажей на советской «Ладе» в начале 1980-х, наделавшее шума, объяснить сложнее. Третье место в классе автомобилей в 1981-м, второе в 1982-м и 1983-м было подано в СССР как триумф отечественной техники. Но едва ли не важнее удачной конструкции ВАЗ была французская доработка раллийной версии, и, конечно, неоспоримы заслуги пилотов и механиков. Говоря об откровенной экзотике, нельзя не вспомнить 1980 год, когда в «Дакаре» приняла участие французская команда из четырех… мотороллеров Vespa! Но удивительно даже не то, что городские мотоциклы выпустили на10 000 километровизнурительного бездорожья, а то, что двое из четырех гонщиков Vespa добрались до финиша. И это при том, что лишь 37% участников всего пелотона смогли пройти всю дистанцию. В 1981-м на дистанцию вышел еще один «неформатный» автомобиль. Rolls Royce Corniche под управлением Тьерри де Монкоржа появился на «Дакаре» в результате пари, которое пилот заключил с друзьями. Однако машина, которая таки дошла до финиша, имела очень мало общего с оригинальным автомобилем королевских кровей — лишь внешний вид. Пустыню «Роллс-Ройс» преодолел благодаря пластиковому облегченному кузову, двигателю Chevrolet V8 и шасси Land Cruiser 4×4.

 

Эволюция «Дакара»

Изначально ралли-рейд начинался в Париже, с перерывом на паромную переправу через Средиземное море. В Африке трасса пересекала с севера на юг всю территории Алжира и затем упиралась в Агадез, крупнейший город Нигера. После этого трасса резко сворачивала на запад, гонка шла по территории Нигера, Мали и, наконец, эффектный финиш у Розового озера в столице Сенегала Дакаре. В дальнейшем по различным причинам маршрут прохождения гонки менялся практически каждый год. Неизменной оставалась лишь финишная точка — Дакар. Последние соревнования, связавшие Париж и Дакар, прошли в 1994 году. Кстати, это был уникальный маршрут, в котором участники проехали сначала от Парижа до Дакара, а затем вернулись обратно. А с 2001 года и Париж перестал быть отправной точкой ралли. Причина банальна — из-за изменений климата в столице под Новый год стала обычной дождливая погода. После отмены гонки в 2008-м организаторам пришлось принимать нелегкое решение о переносе ралли-рейда из Африки. Рисковать жизнью участников из-за террористических угроз они больше не хотели. По сути единственной альтернативой по сложности, разнообразию ландшафта, протяженности и климатическим условиям была Южная Америка. И в 2009 году ралли, теперь уже под официальным именем «Дакар», прошло по территории Южной Америки. Замкнутый маршрут общей длиной9 000 кмсостоял из 14 этапов и пролегал по территории Аргентины и Чили, 30-я, юбилейная гонка стартовала 3 января и финишировала 18 января в Буэнос-Айресе. С тех пор «Дакар» ежегодно проводится в Южной Америке. Меняются маршруты и расстояния, но зрители и участники уже привыкли к новым условиям. По сути они не так кардинально отличаются от африканских. Разве что стало меньше безжизненных песчаных пустынь и больше степей и болотистых равнин. И все же часть гонщиков не захотела расставаться с африканскими пустынями. В том же 2009-м был организован первый ралли-рейд «Африка Эко Рейс», которая во многом повторяет маршрут последних «Дакаров», проходивших на Черном континенте. И как и прежде смелые гонщики идут по стопам Тьерри Сабина сквозь горы Марокко и пески Мавритании. Сердитые духи пустыни не отпускают их…

Post Author: admin