Фильм «Невероятная жизнь Уолтера Митти» — не первая режиссерская работа знаменитого комика. Смотреть эту светлую трогательную ленту легко и увлекательно, а вот каково было Стиллеру руководить съемочным процессом да еще и сниматься в главной роли? Об этом Бен нам и рассказал в эксклюзивном интервью…
Бен, что за человек ваш персонаж? — Уолтер — обычный парень, работает фоторедактором, живет с мамой и сестрой. Отец умер, когда Уолтер был подростком, и с тех пор он глава семьи. Вроде бы ничего особенного, но в глубине души мой герой понимает, что есть другая жизнь — захватывающая и увлекательная. Кем только он не мечтал стать в детстве! Но не получилось. И вот — шанс: Митти вот-вот лишится работы, так что терять ему уже нечего: можно попробовать воплотить свои детские мечты. К тому же т — встреча с Шерил (Кристен Уиг). Эта девушка что-то в нем затронула… — Почему именно Кристен была выбрана на роль возлюбленной Митти?
— Потому что она — замечательная комедийная актриса. Я впервые увидел Кристен в телешоу Saturday Night Live и понял, что она обладает блестящим чувством юмора. И когда проводил кастинг, сразу вспомнил о ней: только Кристен могла справиться с ролью девушки такого парня, как Уолтер. Она трогательная и вместе с тем такая смешная… Зрители обязательно должны ее полюбить!
Вообще, Кристен «многослойная» и глубокая актриса. И при этом очень гибкая: делает все, что требует от нее режиссер, но при этом остается собой. Это не каждому дано.
— Ключевую роль — фотографа — играет Шон Пени. Писали специально «под него»?
— Шон не только прекрасный актер, но и очень хороший человек, цельная личность. Для меня это главный критерий при отборе артистов. Герой Шона ведь отчасти мистический персонаж, он появляется только «под занавес», а Уолтер ищет его на протяжении всего фильма. Я стремился сделать так, чтобы их встреча стала неким триумфом — такое себе «воссоединение после долгих мытарств». Чтобы зрители за них переживали — когда же они наконец увидят друг друга…
— А как вам понравилось быть сыном легендарной Ширли Маклейн, которая сыграла маму Уолтера?
— В первую очередь, это было весело. Ширли играла немного не так, как было задумано для этого персонажа, но мне это нравилось. Она ведь невероятно едкая, но при этом нежная и очень духовная. Стоит лишь вспомнить, в каких картинах она участвовала: «Квартира», «Будучи там», «Язык нежности». Это невероятные фильмы, и во многом — благодаря ей: она привнесла в них столько эмоций! Ширли одним взглядом может передать целую палитру чувств.
Нотка светлой грусти
— В основу сюжета лег рассказ писателя Джеймса Тербера, написанный еще в 1939 году. Как думаете, почему эта история до сих пор находит отклик в сердцах людей?
— Просто рассказ очень хорошо написан — в нем есть нотка светлой грусти, которую я пытался передать в моем фильме. Ведь у всех нас есть что-то внутри такое, о чем никто не знает. Мы, может, и способны на многое, но это часто так и остается «за кадром»… Вот и у Уолтера так же — никто его не замечает…
— «Невероятная жизнь Уолтера Митти» — не первая экранизация рассказа Тербера: в 1947 году вышла лента с Дэнни Кеем в главной роли. Но ваша картина ведь не римейк…
— Я и не пытался делать римейк, ведь тот фильм снят в совершенно другом жанре — музыкальной комедии. И снят, надо сказать, превосходно. Знаете, в те времена такие вещи делали гораздо лучше, чем сейчас.
Фантастическая музыка
— В фильме много ссылок на культурные и исторические события и факты. Например, показана обложки журнала «Лайф» с Джоном Ленноном…
— Для меня было важно воссоздать реальность. Например, стена, вдоль которой бежит Уолтер, полностью состоит из обложек «Лайф». Там и Чарльстон Хестон в фильме «Десять заповедей», и Мартин Лютер Кинг, и Джон Леннон, перед которыми я преклоняюсь.
— Одна из главных идей фильма — жить настоящим, ценить каждое мгновение. Вам это тоже присуще?
— Да, и это одна из самых важных жизненных задач. Во-первых, нужно для начала осознать, чего ты хочешь. Мне кажется, большинство из нас живет и даже не задумывается, что надо ловить момент и наслаждаться сегодняшним днем. А ведь во многом этому способствует музыка: когда ты слушаешь свои любимые мелодии, получаешь удовольствие здесь и сейчас.
— В фильме музыка просто фантастическая…
— Да, для меня музыкальное сопровождение было очень важным. Композиции, которые там звучат, напоминают мне о школьных годах, когда я слушал Space Oddity, Дэвида Боуи… Кстати, одну из его песен исполняет в фильме Кристен, она записала ее в Нью-Йорке, на легендарной студии Electric Lady Studios. Очень трогательно она поет… А Хосе Гонсалес — какой у него чувственный, живой и красивый голос!
Подчини себе погоду
— Многие сцены сняты в Исландии. Как вам там понравилось?
— Просто дух захватывает! В этой стране впечатляющие пейзажи — это земля контрастов. Северное сияние, солнце, которое светит ночью, ледники и горы, побережье с черным песком… Другой мир!
— А когда ваш герой идет по льду Северного моря — это было по-настоящему, или комбинированные съемки?
— Конечно, все было по-настоящему! Реальное море с настоящим льдом, и плавал я в настоящей лодке, и в воздух на вертолете поднимались на самом деле… Помню, отплыл от берега почти на милю — волны были высотой в семь футов! Вторая лодка с камерой на некоторое время отстала, и я какой-то период времени плыл совершенно один. Никого вокруг! Мне подумалось: «Хоть бы они меня нашли, ведь уже снимать надо!» Опасно было, что ни говори… Никак не мог поверить, что все это происходит со мной! Это было больше, чем просто съемки в фильме.
— С погодой повезло? Ведь климат в Исландии капризный…
— Знаете, я встретил там Рассела Кроу — он как раз заканчивал сниматься в новом фильме «Ной». И Кроу мне сказал: «Удачи тебе! И — подчини себе погоду!» Я не мог взять в толк: как это — подчинить себе погоду? Как вообще можно это сделать?.. Но потом все-таки понял, что он имел в виду. Это значит, что нужно делать свое дело, не останавливаясь, снимать-снимать-снимать, не обращая внимания на тучи и ветра, ведь все может поменяться в любую минуту. Думаю, северный бог погоды, увидев, как мы работаем, зауважал нас и дал возможность провести съемки. (Смеется.) На самом деле, нам повезло — погода была хорошая.
Знаете, пару месяцев в году я живу на Гавайях, и перед поездкой в Исландию попросил благословения гавайского священника — он, кстати, мой друг. Может, и это сыграло свою роль…
По обе стороны баррикады
— Как вы справлялись с ролями режиссера и актера одновременно?
— Быть по обе стороны баррикады — тяжело. Но я всегда пытаюсь находить общий язык со всеми — с командой, сценаристом, художником-постановщиком. Но всегда есть момент разочарования: ведь когда ты актер, тебе всегда кажется, что режиссер что-то не так делает, и наоборот.
— Вы, в отличие от своего героя Митти, многого добились в жизни…
— Мне просто повезло. А еще — я многим обязан своим родителям, они дали мне возможности идти к своей цели. Хотя, как и у каждого человека, были моменты, когда я спрашивал себя: «Почему я это сделал? Зачем я это сказал?»… Но я чувствую, что еще на многое способен. Поэтому история моего героя во многом напоминает мою собственную.
— Планируете и дальше снимать фильмы?
— Хотелось бы. Я мечтаю сделать еще много картин, и в разных жанрах — надеюсь, получится. Хотел бы попробовать что-то необычное, например, взять какую-то «неудобную» тему… Буду продолжать работать и совершенствоваться как режиссер.