Протектор зимних шин

Рабы стереотипов! Спорили мы о том, сколько ламелей лучше сделать в каждом блоке протектора зимних шин и под каким углом их расположить. Завелись! А все потому, что нам предложили самим разработать протектор зимних шин Continental. Мало того, мы эти шины еще и испытаем!

Понятно, что это была игра (хотя, по легенде, примерно так в свое время и родились знаменитые спортивные шины НИИШП-Ралли), но игра поучительная. Организаторы выдали каждой из шести команд журналистов заготовки шин с уже нарезанными крупными блоками — и нам осталось нанести прорези-ламели. Но нужно было определиться с их шириной, глубиной, количеством и углом наклона.

И здесь неплохо напомнить историю появления ламелей в зимних шинах. Катализатором стал появившийся в 1975 году запрет на использование шипов в центральноевропейских странах. И шинники тут же принялись химичить. Во-первых, в прямом смысле: экспериментировать с химическим составом материала протектора. Во-вторых, с его конструкцией: стандартных прорезей и канавок явно не хватало, чтобы обеспечить сцепление со льдом, сопоставимое с тем, что давали шипы. Количество кромок в пятне контакта, которые цепляются за микронеровности покрытия, нужно было увеличивать в разы. Казалось бы, «нашинкуй» протектор помельче — и получи много-много кромок. Не тут-то было! Изрезанный мелкими прорезями протектор становился слишком податливым: если на льду сцепные свойства повышались, то на асфальте шины работали плохо. Были и технологические ограничения: существующие в те годы пресс-формы не позволяли столь мелко нарезать протектор.

Проблема была решена ближе к девяностым годам. Появились секторные пресс-формы, причем прорези стали не простыми, а «объемными» — так называемыми ЗD-ламелями. Их форма стала волнистой, с выпуклостями и впадинами, что, с одной стороны, помогло сбалансировать сцепные свойства в разных направлениях, а главное — ограничивало подвижность резиновых полосок, расположенных по-соседству. То есть снизило податливость протектора и помогло сохранить приемлемые сцепные свойства зимних шин на асфальте. Сейчас шины с ЗD-ламелями производят практически все шинные компании.

Но мы «изобретаем» шины образца восьмидесятых — никаких ЗР-ламелей, только обычные прямые прорези. А все для того, чтобы «наши» покрышки успели изготовить за одну ночь.

Твердость резины наших заготовок — около 62 единиц по Шору. Для зимних шин это много: из резины такой твердости обычно делают центрально-европейские зимние шины — как раз потому, что им нужно хорошо работать не только на снежно-ледяных покрытиях, но и на асфальте. А поскольку мы уже знали, что испытывать свои «разработки» будем на снегу, то решили не идти на компромисс: пусть протектор будет податливым, зато обеспечит хороший зацеп с укатанным снегом. Значит, делаем как можно больше ламелей, причем протектор прорезаем на максимально возможную глубину. А что с направлением? Если это 90 градусов — перпендикулярно направлению движения, — то шины хорошо будут работать при разгоне и торможении, но не в поворотах. Значит, будем располагать ламели под углом. А под каким? Сошлись на том, что на разных блоках протектора углы будут разными. Набросали эскиз — и отдали его резчикам.

Команда резчиков по резине — это сотрудники отдела Continental Tire Carving. Слово «carving» по-английски как раз и означает «нарезка». Это сейчас их отвлекли на «забаву» с журналистами, а работы этим спецам хватает. Ведь разработка каждой новой модели шин сопровождается десятками вариантов рисунка протектора. Что-то можно отсеять в процессе компьютерного моделирования, но без натурных испытаний не обойтись. Значит, нужно делать опытные шины. Понятно, что делать для каждого варианта свою пресс-форму- и долго, и, главное, безумно дорого: современная пресс-форма стоит не меньше десяти тысяч евро. Поэтому берут гладкую шину-слик — и экспериментальный рисунок нарезают вручную.

Впрочем, в отделе Tire Carving доля ручного труда становится все меньше: в подмогу семнадцати мастерам — три робота, которые выполняют задание точно и без устали. А вручную обычно выполняются спецзаказы — например, перед очередным автосалоном вырезать «художественные» шины для концепт-кара.

Post Author: admin