Когда закончится война?

Власть и оппозиция подошли к «черному вторнику» с видимым прогрессом в урегулировании политического кризиса в стране. По состоянию на понедельник все захваченные облгос-администрации освободили от протестующих, и главы областей смогли вернуться в свои кабинеты.

В Киеве митингующие освободили горгосадминистрацию и частично разобрали баррикады на Грушевского — открыли проезд шириной в одну машину. Само же сооружение усовершенствовали, заменив мешки со снегом на мешки с песком.

Суды отпустили из-под ареста последних задержанных активистов, изменив им меру пресечения на подписку о невыезде, а генеральный прокурор Виктор Пшон-ка сообщил о вступлении в силу закона об амнистии с 17 февраля и пообещал закрыть все уголовные дела против майдановцев. Планировали закрыть 108 уголовных дел и освободить от ответственности 268 человек.

 

Дипломатическим путем

Западная дипломатия активно участвовала во всех процессах по урегулированию кризиса в Украине. Встреча канцлера ФРГ Ангелы Меркель с оппозиционерами Виталием Кличко и

Арсением Яценюком в понедельник вечером оказалась последней дипломатической встречей перед возобновлением силового конфликта. Официально оба политика заявили, что речь шла о возможном пакете финансовой помощи.

«Я могу вас заверить, что нам абсолютно понятен пакет экономической помощи для нового украинского правительства, для украинского государства», — сказал лидер фракции Батьювщини в парламенте Яценюк.

В неофициальных же беседах оппозиционные депутаты говорят, что Меркель также призывала их действовать только мирными методами.

Официальный Берлин выступил осторожно.

«События последних дней в Киеве воодушевляют нас и усиливают ощущение, что между конфликтующими сторонами есть диалог», — сказал пресс-секретарь германского МИДа Мартин Шаффер.

«Ситуация остается крайне напряженной. Следует избежать возобновления насилия. Нужно найти путь демократического разрешения кризиса», — озвучил позицию канцлера ее пресс-секретарь Штеффен Зайберт.

Тем не менее в Партии регионов канцлера обвинили в провоцировании конфликта.

«Кличко и Яценюк получили от Меркель в Германии карт-бланш на силовое решение вопроса», — заявил регионал Вадим Колесниченко.

В тот же день, спустя несколько часов после окончания переговоров с Меркель, из России пришла новость о покупке украинских еврооблигаций еще на $ 2 млрд. Об этом сообщил глава Минфина РФ Антон Силуанов, заметив, что покупку совершат уже на этой неделе.

В оппозиции новость расценили как попытку северного соседа усилить свое влияние на Украину.

«Президент России Владимир Путин увидел, что за последние недели активных переговоров влияние США и ЕС на разрешение кризиса в Украине усилилось, а его — упало. Вот и решил деньгами надавить», — предполагает вице-спикер парламента Руслан Кошулинский, отметив, что таким образом Путин подталкивает Президента Виктора Януковича к силовому разгону Майдана.

«Это полный бред. Второй транш изначально планировался в это время, и я не вижу связи между ним, Меркель и акциями протестов», — парировал регионал Александр Волков.

Отметим, что уже в среду Россия решила повременить с покупкой еврооблигаций.

«Очевидно, в ситуации, когда экстремисты устраивают то, что происходит в Украине, регулирование именно этой ситуации является приоритетом», — пояснил причины пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

 

По формальному поводу

Лидеры оппозиции всю предыдущую неделю говорили о необходимости конституционных изменений — ослаблении влияния Президента и усилении роли парламента. УДАР и Батьювщина по-разному видели эти полномочия. Первые оставляли Президенту больше прав, вторые — меньше. В итоге сошлись на том, что сначала надо сразу вернуть действие Конституции 2004 года, а потом уже дорабатывать ее по полной процедуре.

Подготовили даже специальное постановление — О восстановлении конституционного строя, призванное отменить решение Конституционного суда об отмене изменений в Основной закон, принятых в 2004 году. Но зарегистрировать постановление в секретариате Рады оппозиция не смогла ни в понедельник, ни во вторник.

«Проекты постановлений, которые были поданы на регистрацию представителями оппозиции, не были поддержаны необходимым количеством народных депутатов», — объяснила пресс-служба BP, отметив, что для всех проектов конституционных изменений необходима поддержка 150 парламентариев.

Оппозиция грешит на спикера Рады Владимира Рыбака.

«Он приказал не регистрировать его, потому что половина депутатов от Партии регионов готовы поддержать постановление о возврате Конституции», — утверждает внефракционный депутат Инна Богословская.

В ПР это опровергают.

«Да мы готовы вносить изменения в Конституцию. Мы даже это обсуждали на заседании фракции, но речь не шла о возврате Конституции 2004 года — это же возвращение хаоса. Мы предлагали им создать конституционную комиссию, но они сами не захотели», — говорит регионал Борис Колесников.

Пока на Шелковичной, Лип-ской и в Мариинском парке шли бои, под куполом оппозиция заблокировала парламентскую трибуну и пыталась добиться вынесения на рассмотрение вопроса о возврате к Конституции-2004.

В кулуарах парламента оппозиционные депутаты не скрывали, что марш Майдана был запланирован как «стимул» для депутатов принять изменения в Конституцию, а возобновление конфликтов с силовиками было ожидаемым.

«Вы же понимаете, атмосфера накаленная, люди недовольны, и тут достаточно одной брошенной спички, чтобы все вспыхнуло по-новому», — пояснил депутат от УДАРа Владимир Куренной.

 

Призрачная надежда

На момент сдачи номера в печать зачистку Майдана остановили. Между силовиками и протестующими в Киеве установилось перемирие, а в западных регионах нарастала волна захватов и поджогов зданий областных администраций, управлений МВД и СБУ. Переговоры с властью закончились взаимным обвинением в разжигании конфликта и прекратились.

«Власть еще окончательно не решила для себя, как ей поступать — зачищать протесты дальше или садиться за стол переговоров», -уверен директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев.

По словам аналитика, если власть пойдет на продолжение конфликта и развернет антитеррористическую операцию, о подготовке которой заявила СБУ, то Майдан очистят очень быстро, но в этом случае конфликт перейдет в партизанскую войну.

«Молодые люди, которые сейчас на Майдане, уйдут в леса и начнут оттуда партизанить», — полагает Карасев.

К тому же есть сложности с законностью запуска такой операции.

«На Майдане можно говорить о наличии протестующих, мирных граждан, экстремистов, но не о террористах. У нас ведь не взрывают здания, не угоняют самолеты», — поясняет эксперт.

«Это некое принуждение к миру участников Майдана и тех людей, которые сегодня несут ответственность за Майдан и понимают терминологию, что означает проведение антитеррористической операции», — считает Карасев.

По его мнению, у майдановцев есть два пути: первый — это переговорный процесс с разработкой компромиссов, второй — противостояние, в ходе которого к ним будет применено противодействие, предусмотренное условиями антитеррористических операций.

В США и Евросоюзе в очередной раз заговорили о введении санкций к тем, кто причастен к насилию в Украине, — в частности о возможной отмене виз. Эксперты не исключают введения других, экономических санкций, однако сомневаются в их эффективности.

«Санкции нужно было вводить раньше. Сейчас, когда вопрос встал ребром внутри страны и стороны пошли на обострение конфликта, когда речь идет о выживании, это уже не сработает», — говорит Карасев.

Эксперт склонен к мысли, что в конечном итоге власть пойдет по длинному пути и сядет за стол переговоров с оппозицией. При этом он не исключает, что итогом конфликта станут перевыборы парламента.

«Если оппозиция не может контролировать Майдан, то в парламент должны прийти новые лидеры, которых выберут люди», — уверен Карасев.

Также, по мнению политолога, возможно, что власть и оппозиция договорятся о создании нового коалиционного правительства, которое проведет досрочные парламентские выборы и подготовит почву для проведения честных президентских выборов.

А директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский считает, что у власти есть шанс принести мир в страну за месяц, если Президент предложит стране реальные шаги, направленные на реформирование государственного устройства, а оппозиция открестится от радикалов.

«Президент должен озвучить свой вариант конституционных изменений и предложить механизм их реализации, но не по полной процедуре, а в течение месяца», -уверен эксперт. Погребинс-кий также убежден, что Президент должен создать техническое правительство и предложить войти туда оппозиционным политикам.

«Необязательно, что это будут лидеры оппозиции, там есть много других способных политиков», — отмечает аналитик. При этом он подчеркивает, что наряду с решением политической составляющей проблемы необходимо убрать радикалов с улиц.

Когда верстался номер, стало известно о возобновлении переговоров Президента с оппозицией. Первым результатом стало объявление перемирия и договоренность о недопущении дальнейшего кроюпролития.

Post Author: admin