Квадроциклы

Ранее мы рассказали о том, как выбрать ребенку квадроцикл, как подготовить его к занятиям и как при обучении заложить основы безопасного управления техникой. Теперь упражнения усложнятся, и вскоре мы перейдем от ровной площадки к настоящему оффроуду. На практике на это может потребоваться не одно занятие, главное — закрепить полученный навык, после чего первоначальный курс можно считать законченным, но повторять упражнения первое время стоит регулярно, чтобы не растерять нужные навыки и не закрепить неправильные.

Когда ребенок научился трогаться с места, разгоняться и тормозить, а также поворачивать, свешиваясь внутрь поворота и упираясь коленом опорной ноги в квадроцикл, пора наращивать скорости. Но пока на ровной грунтовой площадке, где риск наезда на кочку и опасность переворота минимальны. Так водителю легче сосредоточиться на траектории. Все упражнения нужно выполнять в двух зеркальных вариантах, чтобы навыки работали независимо от направления движения.

Для начала — езда по кругу и по восьмерке. В качестве фишек можно использовать резиновые конусы или пустые пластиковые бутылки (только не закрывайте их, чтобы при наезде они сминались, а не подбрасывали квадрик в воздух — короткобазным моделям достаточно небольшого препятствия на повороте, чтобы перевернуться). Покажите траекторию, шагая перед квадром. Обратите внимание на границы площадки (забор, припаркованные машины, овраг и т.п.), напомните, что площадка кончается за 1-2-3 метрадо них, выезжать за нее нельзя!

Фишки лучше расставлять так, чтобы в зоне выхода из поворота было свободно. В качестве фишки можно использовать и себя — только при этом всегда держите квадр в поле зрения, не поворачивайтесь к нему спиной! Следите, чтобы траектория была единообразна, поближе к фишкам, а не как придется — то есть чтобы ребенок управлял квадриком, а не просто уворачивался от конусов.

Когда восьмерка вокруг двух конусов освоена, можно добавить еще три в линию, чтобы получилась змейка. Расстояние между ними выбирайте так, чтобы квадроцикл легко проезжал змейку без заноса на скорости 10-15 км/ч. Следите за аккуратной работой газом и вывешиванием (быстрой перекладкой тела) на нужную сторону. Здесь больше важна точность и ровный ритм, чем скорость.

Следующий этап площадки — острые повороты. Сдвиньте конусы или даже сместите их так, чтобы из прямой линии получилась змейка. Объезжать их нужно по наружной стороне, и тут можно использовать занос. Важно научиться сочетать дистанцию, поворот руля и открытие газа — причем как по расстоянию (времени) до поворота, так и по продолжительности. Так, недостаточное или позднее открытие газа приводит к тому, что квадроцикл не вписывается в поворот, излишне продолжительное — вызывает слишком глубокий занос и потерю скорости. Общая задача та же: пройти по намеченной траектории (ближе к фишкам) не меняя темпа, обращая внимание на все элементы, освоенные раньше (положение корпуса и ног, взгляд, согласованность действий).

Последний этап площадки, добавляющий к освоенным навыкам элемент неожиданности — быстрое торможение и уклонение от препятствия. Сначала останавливаемся между конусами с малых скоростей, затем наращиваем скорость (не более30 км/ч) и стараемся отодвинуть момент начала торможения. При этом обращаем внимание на максимальную оттяжку назад, чтобы противодействовать опрокидывающей силе, и плотный контакт бедер с седлом квадрика. Учимся дозировать усилие (пока достаточно использовать педальный привод), чтобы бороться с блокировкой колес. Главное — наращивать интенсивность торможения постепенно, чтобы ребенок не пугался клевков машины и понимал, как управлять процессом.

В упражнении «объезд препятствия» роль последнего выполняет родитель. Он стоит перед приближающимся квадроциклом (его скорость около20 км/ч) и за 5-10 мдо него поднимает в сторону левую или правую руку, показывая направление объезда. Главное — выполнить объезд без раскачки квадроцикла, без газа и без торможения.

Преодоление препятствий — самая интересная часть занятий, которая плавно переходит сперва в небольшие вылазки, а потом — и в полноценные дневные походы. Но начать стоит с небольших препятствий, которые, впрочем, из-за руля кажутся куда как непростыми. Главное, чтобы они не таили в себе дополнительных опасностей, которые ребенку (да и вообще неопытному квадроциклисту) увидеть подчас непросто.

Например, склон с боковым уклоном, с колеями (особенно если они шире, чем колея самого квадра), скользкими выступающими корнями, деревьями вблизи траектории, крупными камнями и т.п. Не нужны и длинные горки, тем более что маломощному квадроциклу они могут оказаться просто не под силу, и даже инерции на длинный подъем может не хватить. Хорошо, если есть возможность объехать препятствие, развернуться, взять разгон.

Перед тем, как штурмовать подъем или спускаться с горки, повторяем основы. Это положение тела водителя (согнутыми в коленях ногами плотно упираемся в боковины сиденья и притягиваем бедра к рулю, если движемся вверх, и оттягиваемся назад, — но сильно не сгибаемся — если вниз) и пользование газом и тормозом. Газ при движении вверх приотпускаем только тогда, когда скорость слишком высока или квадроцикл начинает «гулять», соскальзывать вбок. При правильной загрузке водителем передка машины опасности переворота нет — кроме случая наезда на скорости на камень или кочку (за этим, как я уже говорил, надо проследить заранее).

Не получилось подняться, машина остановилась? Ничего страшного: зажимаем передний (!) тормоз (задний использовать нельзя, чтобы не создавать точку опрокидывания) и плавно съезжаем назад, не отпуская его полностью. Смотреть при этом надо только вперед, попытка обернуться на склоне часто кончается выворачиванием руля в сторону и потерей контроля за траекторией. А там и до переворота недалеко. В крайнем случае, зовем взрослых. Но главное, если ребенок решил покинуть квадр, объясните ему, что нужно выключить зажигание, поставить на передний парковочный тормоз (на подъеме) и слезать с машины только в сторону подъема (если она стоит с боковым наклоном). Это крайне важно, особенно для легких детских квадров, где баланс сильно меняется даже от присутствия легковеса за рулем.

Спуск психологически легче, поскольку скорость можно поддерживать минимальную. Но в этом случае — только задним тормозом. Его же зажимаем и при остановке.

Езда вдоль склона — одно из самых сложных упражнений. Тут надо четко контролировать смещение тела в сторону подъема (вывешиваться) и работу газом и тормозом. Никаких резких движений! Если кажется, что квадроцикл неустойчив, можно повернуть руль в сторону спуска. И по-прежнему основное правило: выходить только в сторону подъема.

В лесу главная опасность -деревья и сучья, поэтому очки и плотная куртка — непременное условие таких маршрутов. Также в лесу встречаются овраги, ручьи, болота. На незнакомой местности всегда лучше разведать путь, чем двигаться напролом — и потом осваивать «смежные специальности».

Заболоченные участки стоит проезжать с ходу, на ровном газу, желательно не по имеющимся колеям, где травяной покров уже поврежден. Лучше с задней оттяжкой (на заднеприводном квадре). Больших углов поворота руля желательно избегать.

Post Author: admin