Эффект толпы

Когда тебе не хватает на что-то денег, не стыдно попросить их у первого встречного. В XXI веке это не считается попрошайничеством, это называется другим длинным словом: «краудфандинг». Главные правила краудфандинга — перед тобой.

• Краудфандинг (от англ. crowd -«толпа» и funding — «финансирование») — это способ добывания денег для какого-либо проекта, будь то строительство детского дома или запись музыкального альбома, посредством интернета за счет добрых незнакомцев. Ты публикуешь описание своей идеи на сайте (краудфандинг-платформе, КП), заявляешь нужную сумму и сроки реализации и ждешь, пока деньги наберутся. Все то же самое можно сделать, например, и «Вконтакте», но КП удобнее: она предлагает десяток способов перевода денег, решает правовые и налоговые вопросы и является гарантией того, что ты потратишь средства по назначению.

• Излюбленная тематика проектов — музыка (запись альбома, гастрольный тур), кино, литература, прочее творчество. Технологические и научные проекты в российском краудфандинге практически отсутствуют, поэтому если ты придумаешь что-то нужное и оригинальное в этой области, у тебя не будет конкурентов. Собирать деньги можно на все, что не требует лицензирования (о косметике, алкоголе, БАДах, оружии, табачных изделиях и проч. забудь).

• Ты должен четко назвать конечный продукт своей затеи: публикация книги, строительство детской площадки. Чем сложнее задумка, тем более подробным должно быть описание. Ты можешь придумать самый прекрасный в мире смартфон, но если перспективы его создания будут призрачны, люди не станут платить.

• Краудфандинг не благотворительность в чистом виде, здесь меценаты хотят получать подарки взамен пожертвований, так называемые «акции». Например, за копию записанного тобой альбома люди отчисляют 50-100 руб., а вкупе с интересной «акцией» сможешь получить 1000 или даже 10 000 руб. за раз. Вот легендарный аниматор Гарри Бардин в качестве «акции» на сумму 50 000 руб. выставил одну из своих кукол.

• Объясни, как ты планируешь расходовать средства. Если это запуск производства, распиши, какая часть пойдет на закупку оборудования, какая — на зарплату работникам и т.д. Но не жадничай: раздутый бюджет нелегко собрать вовремя, а если по окончании заявленного срока на счету не будет нужной суммы, средства вернутся жертвователям — таковы правила (на сайте Planeta.ru успешным считается проект, собравший от 50% заявленной суммы, на Boomstarter. ru и Smipon.ru нужно добыть 100%). Включи в итоговую сумму себестоимость «акций» (расход на отправку дисков, например), 13% налогов, комиссию КП и комиссию платежных систем.

• Оптимальный срок сбора денег — от месяца до трех. Меньше, чем за месяц, вряд ли соберешь, а сроки более 100 дней расхолаживают и авторов, и меценатов: люди не склонны ждать слишком долго.

• Ты на рынке, и чем громче ты кричишь о своем товаре, тем лучше его разбирают. Традиционный способ заявить о себе — соцсети, посты и репосты по всем друзьям и друзьям друзей. Если ты придумал что-то уникальное — попробуй заинтересовать СМИ.

• После успешного финиша с тобой свяжутся, ты подпишешь документы, и собранная сумма (за вычетом налогов и комиссий) отправится на твой банковский счет. Незабудь разослать вознаграждения за купленные «акции». КП не может заставить тебя это сделать, но в случае неисполнения обязательств тебе обеспечена дурная слава и дыра в карме.

Post Author: admin