Границы между Западом и Востоком

Три карты современной Украины демонстрируют все непостоянство границы между Западом и Востоком. Первая — карта голосования на референдуме по сохранению СССР в марте 1991 -го. «За» — почти вся Украина, «против» — три области Галичины. Вторая — карта голосования на выборах президента в «майданном» 2004 году. Именно тогда окончательно оформилась постоянная коалиция запада и центра Украины. Третья — карта «ленинопада» 2014 года, своеобразного референдума о не сохранении СССР, где почти вся Украина, кроме Донбасса и Крыма, выбрала западный, несоветский вектор развития.

Это не граница между западом и востоком Украины. Это граница между Западом и Востоком, проходящая по Украине.

До Второй мировой войны она проходила по Польше. Цивилизационный разлом внутри страны — это опасное приглашение для геополитических игроков. Польша между Первой и Второй мировыми войнами во многом напоминала современную Украину. Тогда Польша впервые за полтора века обрела независимость, но ее государственные институты продолжали традиции распавшихся империй, а не находили ответы на вопросы времени. Польская армия — хоть и сильная духом, однако отсталая в сравнении с милитаристской мощью нацистской Германии и Советского Союза — не смогла защитить ни целостность государства, ни само его существование.

Вторая мировая началась с того, что Сталин и Гитлер разделили Польшу, аннексировали каждый свою часть и обозначили границу между Западом и Востоком. Закончилась война смещением этой границы на Запад, чтобы включить в нее страны Центральной Европы, ставшие на полвека «соцлагерем». Падение Берлинской стены и «бархатные революции» в 1989 вернули границу обратно вплотную к СССР, а распад Советского Союза продвинул ее вглубь постсоветского пространства.

И кто знает, что случилось бы, если бы Сталин не включил присоединенные западноукраинские земли в состав УССР, а создал некую ЗУССР. Сбросив прибалтийские республики и Западную Украину, Советский Союз лишился бы моторов модернизации. Превратился бы СССР в «советский Китай» с коммунистами, строящими капитализм без демократии? Неизвестно. Но то, что Украина начала разваливать Советский Союз, стало понятно еще в 60-е, когда именно воссоединенные украинцы были основой диссидентского движения в СССР.

Сегодняшняя десоветизация Украины — это не изменение мировоззрения восточных украинцев под влиянием западных. Это результат способности Киева объединить западноукраинское стремление к благополучию соседей с одной стороны и патриотическую риторику с присущей столице общей толерантностью к русскому языку — с другой. В результате украинские по сути, но вполне русскоязычные новые смыслы начали проникать туда, где раньше поводом для патриотизма было только успешное выступление сборной. Противостояние с западно-восточного начало превращаться в возрастное, где молодые оппонируют прошлому. Появление среднего класса, не готового мириться с коалицией олигархов и пролетариев, катализировало изменения. У среднего класса — новое понимание смысла жизни: в нем для успеха недостаточно просто физического выживания. Достоинство не менее ценно, чем сама жизнь, возможности часто важнее гарантий, а одинаковость правил для всех становится привлекательной идеей.

Дом, себя разделивший, устоять не сможет — цитата Авраама Линкольна, американского президента, положившего конец Гражданской войне в США. Украина не выстоит в разделенном состоянии, когда от Львова до Днепропетровска будет превалировать стремление в Европу, а в Донбассе и Крыму — ностальгия по СССР.

Ошибочный вывод — разойтись по сторонам, где каждый сможет жить по-своему. Такое решение было бы правильным, если бы мы жили в статичном обществе. Но Украина в целом и каждый ее регион пребывают в постоянной трансформации. Контрреволюция в Крыму и Донбассе — это как раз инициированная верхушками и поддержанная социально уязвимыми слоями отчаянная попытка не допустить продвижения границы между Западом и Востоком дальше на восток страны.

Найти ответы на вопросы развития во все еще советских Донбассе и Крыму намного сложнее, чем в остальной части Украины. Однако эти ответы могут оказаться ценными далеко за пределами Украины. Этого опасается Путин и десятки миллионов империалистические настроенных россиян. Эволюция России из агрессивной империи в современное мирное государство — то, что нужно и нам, и остальному миру, и в конечном итоге самим россиянам. Для многих это вопрос новых возможностей. Для Украины — вопрос выживания.

Post Author: admin