Джиперы в военной форме. Камаз

Хорошо забытое старое

Ранее аналогичные состязания среди военных автомобилистов проводились регулярно, но в середине 2000-х о них благополучно «забыли». Прежний министр обороны внимания подобным мероприятиям не уделял, но вставший во главе крупнейшего российского ведомства Сергей Шойгу поручил Главному автобронетанковому управлению возобновить этот своеобразный смотр мастерства военных водителей. Надо сказать, что похожие профессиональные конкурсы проводятся и в других родах войск. Соревнуются между собой моряки, танкисты, летчики… Теперь снова можно говорить об этом в настоящем времени! Ранее изредка проводились отдельные состязания внутри того или иного военного округа, но так, чтобы сошлись в очном поединке представители всех округов — такого в недавнем прошлом нашей армии не было.

 

Шесть на три

На полигоне в Бронницах встретились команды Центрального, Западного, Восточного и Южного военных округов. Конечно, на финальную битву отправились лучшие из лучших, выявленные в ходе строгого отбора внутри каждого округа. Причем, если в Бронницах требовалось только умело управлять автомобилем, то на отборочных турах учитывалась и теоретическая подготовка водителей. К упомянутым командам присоединилось еще три: 147-ая автоба за МО, Центр контраварийной подготовки водителей МО и ДОСААФ.

Каждая команда выступала на трех автомобилях: один УАЗ и два грузовика — КАМАЗ и «Урал». Непреложное требование — все автомобили полностью в заводском исполнении, какая-либо подготовка техники, чем так любят заниматься джиперы на гражданке, недопустима. Можно сказать, что такая колонна из трех автомобилей представляет собой маленькую автоколонну на марше: впереди штабная машина, за ней грузовики с личным составом и матобеспечением.

Мне довелось присутствовать лишь на одном этапе соревнований, на мой взгляд, самом зрелищном. На нем я остановлюсь подробнее, но вкратце расскажу о том, что собой представляли другие этапы. Все действо происходило в течение трех дней. В программе даже значилось ночное ориентирование, но в последний момент его отменили из соображений безопасности. Открылось состязание на трассе с искусственными препятствиями, где водители должны были продемонстрировать мастерство владения техникой: взять крутые уклоны, пройти колейные мосты, преодолеть капониры и т.д.

На второй день состоялось собственно ориентирование, причем выглядело оно довольно оригинально. Разумеется, никаких GPS, фотографирований на точках, — это все баловство. Организаторы напилили бревна, пронумеровали их… и развезли по лесу, попрятали в укромных местах. Но на карте, естественно, пометили, где что лежит. Команды ринулись на поиски, бревна закидывали в кузова грузовиков, о назначении уазика на этом этапе мне судить трудно, — быть может, как мобильная разведка? Кстати, каждая команда — это шесть человек: по два бойца в машине. Кто быстрее всех справляется с очередным заданием, тот и победитель этапа.

Трофи задом наперед

Суть третьего этапа — преодоление локального естественного препятствия на местности, справиться с которым под силу только серьезному полноприводному автомобилю. На старте выстраивается команда: впереди уазик, за ним два грузовика. Задача — пройти глубокий овраг, залитый водой, склоны глинистые, набита глубокая грузовая колея. Уазик, разумеется, тут даже до воды не доедет — сразу сядет на мосты. Мосты, кстати, типа «спайсер», легендарные военные «порталы» ушли в историю. Впрочем, в авангарде некоторых команд были уазики прежних лет выпусков, с мостами «военными». Из разговоров с водителями я заключил, что «спайсеры» военным нравятся, надежнее они редукторных мостов. Снабжали, снабжали армию УАЗ-3151, а на деле8 смприбавки в клиренсе не так уж и востребованы. Но мы отвлеклись.

На выполнение упражнения дается 30 минут. Не уложился — снятие с этапа. Старт дается по первой машине, а финиш — по замыкающей. Судья дает отмашку красным флагом — уазик срывается с места и, поднимая облако пыли, сразу уходит в отрыв от своих больших преследователей. Вряд ли можно успеть включить четвертую передачу — коварный овраг ждет метрах в ста от старта. Для уазика предусмотрен объезд, не посуху, конечно, тут тоже требуется некий навык управления внедорожником. Впрочем, из семи стартовавших уазиков только один немного замешкался с преодолением сырой глинистой низины, но и он сумел выбраться наверх достаточно быстро. «Штаб» тут же уносится за финишный створ, и через минуту два бойца, оставив машину, во весь опор бегут на помощь экипажам грузовиков.

Первой приняла старт команда ЦВО, и ребята сразу показали высокий класс. Подлетев к оврагу, первый грузовик… тут же стал разворачиваться, чтобы съехать в него задним ходом. Удивлены? А между тем бойцы все рассчитали правильно: колея такова, что ни КАМАЗу, ни «Уралу» ее не взять. Единственная надежда на штатную механическую лебедку, но у этих грузовиков она тянет назад! Поэтому водитель первой машины спускает ее в овраг задом, стараясь ходом проскочить как можно дальше вперед, впрочем, места для маневра практически нет. Куда важнее предварительно размотать спасительный трос. Его заводят за дерево, водитель жмет на газ, включив передачу в коробке отбора мощности, механизм мотает, — многотонная махина медленно, но уверенно, равняя поперечиной рамы глинистый склон, лезет наверх. Оказавшись наверху, машина выдергивает из западни буксировочным концом второй грузовик.

Команда ДОСААФ, стартовавшая следом, пробует иную тактику. Не сбавляя скорости, «Урал» летит в канаву, вверх взмывают фонтаны мутной воды и клубы пара, но машина прочно садится на мосты, — наивно было бы рассчитывать на иной результат. Подкативший КАМАЗ вытягивает охотников до легкой победы назад. Приходится прибегать к уже опробованной и единственно верной тактике: после того как «Урал» вытянули наверх, грузовики меняются местами, и КАМАЗ задом сдает в лужу. Но в спешке трос лебедки заранее не размотали, и он защемляется между рамой и землей. Опять берут машину на буксир, чуть стаскивают назад, но и после этого трос размотать не удается — где-то его там закусило под рамой. Ситуация усугубляется тем, что «Урал» команды лебедки не имеет, ее почему-то демонтировали. Тогда водитель пробует взять препятствие ходом. Эффектно, где еще увидишь армейский грузовик, летящий в овраг! Но безрезультатно. Еще одна попытка: экипаж пробует пройти вразрез колеи — страшно перекрещиваются мосты, скручивается рама, скрипит железо. В результате грузовик сильно кренится на один бок, рычит, гребет теми колесами, какими может (межколесных блокировок-то нет), но встает намертво. Время уходит, и офицер командует подход тяжелого эвакуатора на базе такого же шестиколесного «Урала». Этап команде не засчитан.

Пять оставшихся команд с задачей справились успешно, причем, чем позже стартовала команда, тем лучше было показанное время. Это объяснимо: все ошибки предыдущих учтены и взяты на вооружение. Теперь уже пока первый грузовик лебедится задом наперед, второй сразу цепляется за него буксировочным тросом, и так, цугом, они переезжают овраг. Как только первая машина может двигаться самостоятельно, она начинает помогать второй, той, что тащит на буксире штрафные очки. А еще почти все команды заработали их, забыв в пылу борьбы пристегнуться ремнями безопасности, таковы правила. Многие «штурманы» вообще забывали прыгнуть в кабину, ведь финиш совсем близко, до него можно добежать. Но только один водитель в кабине — это также штраф.

 

«Держите крепко!»

В итоге победителем этапа вышла команда ЗВО. Капитан команды так орал, напоминая о том, что надо не забыть перед финишем сесть по машинам, пристегнуться, что ребята все исполнили гладко, а время у них, стартовавших последними и оттого имевшими возможность подучиться на ошибках других, было наилучшее. Команда ЗВО стала лучшей и по итогам всего соревнования, и ее капитану заместитель Министра обороны Дмитрий Булгаков со словами «Держите крепко!» вручил переходящий кубок министра обороны РФ. А лучшим водителем вооруженных сил российской армии по итогам мероприятия признан рядовой срочной службы батальона МТО четвертой Кантемировской танковой дивизии Денис Романов.

Post Author: admin