Паровоз вместо бомбы. Александра III пытались убить при помощи железнодорожной катастрофы

В катастрофе царского поезда 2д октября 1888 года погиб 21 человек и 68 получили ранения. Царская семья осталась невредима. Но случайно ли состав сошел с рельсов? И если не случайно, то кто планировал устранить правителя России таким изощренным способом?

Покушение на жизнь императора Александра III, которое собирались совершить члены «Террористической фракции» партии «Народная воля» в марте 1887 года, так и не состоялось. Организаторы были слишком беспечны, выдали себя и были арестованы. Однако полутора годами позже произошло событие, которое в конечном итоге все же стоило Александру III жизни. Это крушение царского поезда 29 октября 1888 года.

Чудесное спасение

Авария поезда произошла в середине дня. Состав, на котором семья императора Александра III со свитой возвращалась из Крыма в Санкт-Петербург, сошел с рельсов на участке железной дороги южнее Харькова. Из 15 вагонов на железнодорожном полотне удержалось лишь пять. Остальные частично повалились набок и свалились с высокой насыпи. Очень серьезно пострадал вагон-столовая, где в момент аварии находились сам Александр III с семьей и множество приглашенных к трапезе членов свиты. Как описывают очевидцы, вагон полулежал на левой стороне насыпи, его крыша и стены были сплюснуты и разрушены. Тем удивительнее, что самой серьезной травмой оказался всего лишь раздробленный палец у флигель-адъютанта Владимира Шереметева.

Серьезнее всего пострадал вагон, в котором находились придворно-служащие и буфетная обслуга, — оттуда извлекли 13 изуродованных трупов. До сумерек продолжались опознание тел и оказание помощи раненым. Затем подошел новый состав, на котором уцелевшие отправились на станцию Лозовую, а оттуда утром — в Харьков.

Немедленно было начато расследование, которым занимался знаменитый прокурор Анатолий Кони. Выводы, к которым пришло следствие, сводились к следующему. Несмотря на то, что вес императорского поезда был близок к грузовому, двигался он со скоростью экспресса. Два паровоза тянули состав со скоростью около68 км/ч. Из-за плохого состояния рельсов было потеряно сцепление колес вагонов с полотном и произошла катастрофа.

 

Кому выгодно?

Следствие длилось несколько месяцев, и так и не было доведено до конца. Причем прекращено оно было по личному распоряжению Александра III. Конкретных виновников так и не назвали. Несколько высокопоставленных железнодорожных чиновников отправились в отставку, что нельзя назвать строгим наказанием за угрозу жизни императорской фамилии.

Однако в мемуарах генерала Владимира Сухомлинова и сына инспектора императорских поездов, историка Михаила Таубе прямо говорится о том, что поезд сошел с рельсов из-за бомбы. Заложил ее якобы помощник повара. Сам он якобы заблаговременно сошел с поезда и скрылся за границей. При этом непонятно — как человек, связанный с революционными организациями, мог проникнуть в личную обслугу императора. Об этом оба автора версии о взрыве молчат. Да и бомба, по их мнению, была заложена в вагоне-столовой, что никак не вяжется с реальными повреждениями поезда.

Но есть и еще один вариант объяснения случившегося. Известно, что когда поезд двигался в Крым, его на определенном этапе сопровождал тогда еще управляющий Юго-Западными железными дорогами Сергей Витте. Он обратил внимание на стук под днищем вагона. В поданной им после этого докладной записке указывалось на то, что императорский поезд не должен двигаться с чрезмерной скоростью, так как это грозит аварией.

Выходит, о том, что если разогнать поезд, то он перевернется, знали заранее? Не оказал ли Сергей Витте «медвежью услугу» Александру III, который впоследствии вознес его на высокие должности в благодарность за эту бдительность? Кто видел ту докладную записку и в чьей голове созрел план устранить императора путем «случайной» аварии, без всяких бомб и террористов? Кто дал указание машинистам «гнать побыстрее»? Увы, ни на один из этих вопросов ответа нет. Но, видимо, они были у Александра III, который приказал спешно свернуть следствие. Видимо, очень неприятная правда о заговоре в верхах могла выплыть наружу. И дело предпочли уладить без скандалов и прокуроров, в узком кругу.

Однако катастрофа 1888 года все же стала роковой для императора. Именно там, держа на плечах тяжелую крышу вагона, грозившую придавить родных, он надорвал спину и посадил почки. Что стало одной из причин его болезни и смерти в 1894 году.

Post Author: admin