Шесть правил Глеба Жеглова…

Каковы тренерские находки, удачи и привычки аргентинца?

1. РЕАКТИВНОСТЬ И НЕЗАЦИКЛЕННОСТЬ

В пылу победной горячки от восьми побед подряд, как-то забывалось, что первые матчи этого сезона для «ОМ» были не слишком удачными: ничья и поражение. Именно в этих играх Бьелса выставлял свои «фирменные» «3-3-3-1». Но губить себя и команду тактическим сектантством и упрямством он не стал, и «ОМ» обратился к классическим «4-2-3-1». При этом в прессинг вовлечена вся команда. Однако следует признать, что игра в три защитника чем-то особенно по сердцу специалисту, и он возвращался к ней в последних не слишком успешных поединках.

2. ПОСТОЯННЫЙ ПОИСК

Два примера удачной переквалификации: Жереми Морель и Ди-митри Пайе. Первый стал из флангового защитника центральным. Морель, на взгляд Бьелсы, очень сильно играет головой, и когда встал вопрос о замене Лукаса Мен-деса, в условиях кадрового дефицита Жереми занял вакантное место.

Пайе, внешне логично, занял место Матье Вальбуэна, и теперь сверкают оба: один в Марселе, другой в Москве. Следует отметить, что Димитри уже имел опыт игры в центре в «Лилле».

Жозе Аниго, бывший спортивный директор клуба, по мнению одного из марсельских журналистов, несколько озадачен нынешними выступлениями некоторых игроков, которых он тренировал. По поводу Мореляон в «L’Equipe» выразился почти с обидой: «Очень даже неожиданно. Он сегодня ощущает себя под солнцем, а в течение трёх лет жил под бурей с градом! Это был козёл отпущения на «Велодроме». Моментами он выглядел откровенно обескураженным, но сейчас я вижу психологически очень сильного парня».

3. ВЫИГРЫВАЮЩИЙ СОСТАВ НЕ МЕНЯЮТ

С учётом отсутствия еврокубко-вой нагрузки пока работало. Ротации минимум, в стартовых составах «ОМ» выходили лишь 14 разных игроков (для сравнения, «Генгам» — 23), показатель изменений в стартовом составе марсельцев — 0,6, то есть стартовые составы в двух матчах подряд отличаются одним игроком. «Лилль» меняет стартовый состав от матча к матчу на 4,4 игрока! Ещё Бьелсе удаётся держать в тонусе всю команду, игроцкая иерархия установлена, но самым молодым и отличающимся игрокам обязательно достанутся поздравления и одобрительные жесты: «free hugs» (бесплатные обнимашки) имеют-таки цену!

Не обойтись без оговорки — турнир длинный, будут травмы и дисквалификации, сил, и физических, и психологических, прививаемая модель игры требует много… Перед матчем с ПСЖ уже возникла проб лема — кого ставить в центр защиты и полузащиту. Обернулось крайне неприятными последствиями.

4. АНАЛИЗ И ТАКТИКА

Чуть более полугода назад — короткий ролик с «нарезкой» ближайшего соперника, возможно, просмотр не слишком удачной собственной игры. Сейчас камеры в каждом углу (тренировочная база «ОМ»), никто не может сачкануть без риска быть обнаруженным и получить за леность или разгильдяйство.

Тренер — маньяк? Может быть, но команда играет так, как он её тренирует: беспощадно и с полной самоотдачей.

5. ВОЗРОЖДЕНИЕ «ВЕЛОДРОМА»

Активная, атакующая и, главное, успешная игра «Марселя» совпала с открытием обновленного к Ев-ро-2016 стадиона и повергла марсельских футбольных фанатов в состояние счастливой мечтательности и гордости.

Стадион, между тем, избавился от своего прежнего основного недостатка — гуляющих мистралей (не путать с вертолетоносцами, которые Франция должна поставить России. Речь о ветрах! — Ред.) — и благодаря «козырьку» над трибунами получил впечатляющую акустику. Пусть нависающая металлическая конструкция не нравится какой-то части зрителей — велика важность! Зато есть игра! Есть единение с трибунами!

6. В АВТОРИТЕТЕ У СУДЕЙСКИХ

Удалось вызвать симпатии у судейской братии Лиги 1. И как же часто судейские симпатии обретают вполне материальные воплощения!

Рассуждение, конечно, самое общее, но в выигранном матче с «Тулузой» Нкулу, как отмечают обозреватели, вполне заслуживал двух пенальти. Технический директор французского судейского корпуса Паскаль Гарибян описывает отношения Бьелсы с «людьми в чёрном»: «Очень важно, чтобы такой тренер, как он, дал посыл. Это позволяет и игрокам, и судьям сохранять ясную голову, а футболистам — ещё и осознать, что спорить с решениями арбитра, даже ошибочными, бесполезно».

Пусть мнение одного из ведущих французских журналистов Даниэля Риоло, прозвучавшее на «Радио Монте-Карло», будет некоторым резюме под этим пока полным комплиментов текстом: «Я понял, кто таков Бьелса и что он делает. Он принимает на себя всё давление, а команда в это время успешно играет. Думаю, что настанет время сказать, наконец, что Марсело Бьелса — супертренер и что он сейчас выполняет в «ОМ» суперработу. Его надо по-настоящему поздравить. Он поднял клуб на ноги, и он сделал так, что команда играет хорошо. К тому же эта команда, есть такое ощущение, имеет задел для огромного прогресса, потому что ещё полно слабых мест, но при этом она хорошо играет, забивает и выигрывает. Если б я был марсельцем, в этом сезоне я был бы оптимистом».

 

А потом — выжженная земля, расплавленный асфальт?

Об универсальности метода «Бьелсы». Сам тренер считает его универсальным и эффективным. Но уже высказано мнение, что аргентинец, к примеру, не смог бы работать с нынешним ПСЖ, потому что ему нужны игроки молодые и не «звёздные». Пожалуй, правильно, ведь он сам «звезда». Если чуть посерьезнее — приводим мнения собратьев по профессии.

Хавьер Клементе, тренировавший и «ОМ», и «Атлетик» (Бильбао): «Пригласить Бьелсу в «Атлетик» было большой ошибкой. Если б он остался ещё на год, команда опустилась бы во второй дивизион. После второго сезона -чудо, что мы не вылетели. Мне нравится, как Бьелса работает, но с Аргентиной, а не с «Атлетиком». Думаю, что французский футбол ему больше подходит там очень много игроков африканского происхождения. Принципы работы во французском чемпионате более отрегулированы и более формальны. Мне кажется, что Бьелса хороший тренер для «Барсы», но не для «Атлетика» Бильбао».

В интервью Клементе объяснил свою позицию тем, что клуб из Страны басков имеет очень семейный характер.

Вилли Саньоль, тренер довольно успешного в этом сезоне «Бордо»: «Безусловно, у него очень специфическая методика, она всегда даёт немедленный результат, но это не продолжается вечно. Я знаю таких тренеров — Феликса Магата, например. В какой-то момент те, кто игрока рассматривают как Механизм, сталкиваются с Человеком -и начинаются сложности. Но если он здесь на год или два, это сработает. Значение имеют лишь результаты, и у него сегодня результаты есть, поэтому его метод и хорош». (Вам никого не напоминает такая характеристика? — Ред.)

Косвенно согласен с такими суждениями и сам аргентинец: «Я не люблю участвовать в долгосрочных проектах. Кстати, у меня годичный контракт. С моей стороны это шаг навстречу клубу — чтобы руководство могло оценить мой проект, специфику моей работы».

Это заявление, между тем, вызвало некоторое недоумение во французской прессе (местные правила не разрешают заключать контракты с тренером менее чем на два года!), но последовали объяснения, что у Бьелсы нет французского тренерского сертификата, затем — обращение французской федерации в УЕФА за разъяснениями относительно возможности Бьедсы заниматься профессиональной деятельностью во Франции. УЕФА ответил, что аргентинский диплом и «опыт работы по специальности» достаточны, чтобы быть главным тренером «Марселя». Ещё выяснилось, что контракт всё-таки двухлетний, но есть опция…

Словом, всё можно было бы объяснить сложностями перевода (кстати, Бьелса уже успел публично высказать недовольство работой личного переводчика, им же самим и подобранного), да вот только конфликты с тем или иным размахом сопутствуют всей профессиональной карьере аргентинца. Впрочем, не было ни единого «трюка» с уходом в разгар первого сезона работы, хотя он нередко портил отношения с работодателем весьма серьёзно.

Период (2011-2013) работы с «Атлетиком» заканчивался, к примеру, ужасно. Журналист местной «El Correo» Хуанма Мальо: «У него был конфликт с президентом клуба, но Бьелса остался до конца сезона».

Правда, опыт досрочного разрыва трудовых отношений нынешний марсельский тренер всё-таки получил — в 1998-м ушёл из каталонского «Эспаньола» после всего лишь шести матчей. Впрочем, главной причиной ухода тогда стало предложение возглавить родную национальную сборную. Отказать «альбиселесте» было не в его силах, в остальном же средняя продолжительность работы в команде составляет 24,5 месяца.

 

Наезд на президента, куда ж без этого!

О досрочном расторжении контракта аргентинца с «ОМ» заговорили в начале сентября после, пишем, «скандальной» пресс-конференции. Почему в кавычках?

Итак, главный тренер команды «Олимпик» из Марселя в начале сентября обвиняет президента одноименного футбольного клуба Венсана Лабрюна — мол, дал обещания, зная, что не может их выполнить. Это касалось святого для каждого вновь прибывшего тренера — трансферов. Во-первых, у Марсело было два списка игроков. Первый-тех, кого можно выставлять на трансфер, второй — «нетрансферабельных». Во-вторых, был ещё один список — на 35 млн. евро из 12-ти игроков, из которых президенту предстояло сделать выбор.

Общий результат летнего мер-като для Бьелсы удручающ. Никого из его «дюжины» не приобрели, Мендеса из числа «неприкосновенных» продали богатеньким шейхам.

Что бы сделал опытный и «мудрый» тренер? Дождался бы конца сезона и по его окончании объяснил, в зависимости от итогов, что несмотря на титанические усилия, подбор игроков не позволил… Или что несмотря на подбор игроков его титанические усилия позволили…

Бьелса поступил парадоксально, но в полном соответствии со своими принципами. Он заявил о своих претензиях недвусмысленно и открыто. К чему была публичность? Да просто Бьелса знает, что самые резкие и откровенные слова, произнесённые в просторах президентского кабинета, ничего не стоят. А вот привлечение в качестве свидетеля «футбольной общественности» поменяло расстановку сил, и сейчас именно «фигура главного тренера» стоит на марсельской шахматной доске сильно. За ним — новый игровой облик, результаты и болельщики.

После некоего оцепенения посыпались комментарии и советы. Бывший президент «ОМ» Бернар Тапи полагал, что тренер должен быть уволен, чтобы не нарушать иерархии и дать всем понять, кто в клубе президент. Какая-то часть действующих президентов была согласна с тем, что наказать нужно. Сын владелицы «ОМ» Кирилл что-то там сказал в интервью «Экип», мама поспешила его одернуть и в специальном коммюнике выразила сожаление о выражении чего-то там своим отпрыском. А вот марсельский президент оказался очень кстати в «очередном отпуске» и получил время на осмысление позиции. И пока все ожидали «сурового и справедливого» наказания публично возмутившегося тренера, вплоть до увольнения, а газетчики, как обычно, составляли списки кандидатов на «замещение почти вакантной должности», Лабрюн встретился с тренером! После чего заявил: «Тотальная деза 1 Я знаю его личные качества, . он верен своей репутации, и потому я не удивлён. Моё личное отношение не имеет значения. Если мы выигрываем, все будут довольны».

От тренера комментарий был предельно краток: встреча была, всё обговорили. Чуть позже Лябрюн объявил: «Интересы клуба прежде всего, и мы все — директорат, тренерский штаб, игроки, обслуживающий персонал — в этом едины и нацелены на одну единственную цель: наши спортивные успехи в этом сезоне».

Снова взгляд стороннего наблюдателя, всё того же Даниэля Риоло: «Если ты приглашаешь Бьелсу, ты точно понимаешь, с кем имеешь дело. Если ты этого не понимаешь, значит плохо работал, плохо подготовил почву, не беседовал с ним. Но поскольку я знаю, что Лабрюн не делал всё как надо, он знает, кого пригласил, он беседовал с ним и знает, на что идёт. Безусловно, это особый случай, но не будет правил, которые применяются ко всем. Имя в футболе, как и, в общем, в жизни имеет значение. С Бьелсой нельзя обходиться как с первым встречным. Как в своё время к Анчелотти нельзя было относиться как к первому встречному. КаккРаньери…»

 

Не нравится — хлопните кальвадоса!

Тем не менее в личном общении Марсело Бьелса и вправду специфичен. Один из фанатов делится первым впечатлением: «Я с ним не имел каких-либо дел. Но по сравнению с игроками, с которыми я разговаривал о нём, он говорит очень мало — едва здоровается. Он требует прежде всего дисциплины, чтобы игроки выполняли то, что он требует. Им это удивительно. Тренер с опущенной головой, не здоровающийся с вами…»

В повседневной жизни Марсело в Марселе поначалу тоже воспринимался с некоторым недоумением. Свои первые впечатления персонал гостиницы, в которой жил тренер, описывал таким образом: «Ни здравствуйте, ни до свидания, ни улыбки, всё молча и глаза в пол». Но с лета ситуация уже поменялась — он улыбается, спрашивает как дела, пытается общаться по-французски.

Раз манера общения аргентинца вызывала немало вопросов, нашлись и специалисты (Франк Тапиро и Жан-Люк Мано), всё объясняющие и объявившие аргентинского тренера гением пиара. Разбираемся с привычками и заявлениями.

На самой первой пресс-конференции аргентинец пообещал, что «будет смотреть людям в глаза», когда «оторвёт свои глаза от учебника французского языка». Но чаще, чем в словарь, он всё-таки смотрит на стол, ну или какие-то свои заметки, которые он на нём разложил. Бьелса, не глядя в глаза своему собеседнику, поступает вопреки всем правилами коммуникации.

Франк Тапиро: «В «пресс-конференции» есть конференция, то есть пребывание в отношениях с другими, а не просто разглядывание своих ног».

Для Жана-Люка Маноу Бьелсы есть смягчающие обстоятельства. «В его оправдание можно сказать, что трудно разговаривать с людьми на языке, который они не понимают. Он знает, что реакции, от которой он может отталкиваться в тот момент, когда с ними разговаривает, не будет». Если он и фиксирует взгляд на столе, то ещё и потому что он «предпринимает усилие придерживаться плана, который он себе составил и от которого он не хочет отступать». Всё вместе говорит, что аргентинский специалист всё готовит заранее и никогда не полагается на волю случая.

Бьелса — человек, который не улыбается никогда (или почти никогда, специально отмечаем — на пресс-конференциях!).

Жан-Люк Мано: «Он органичен в своём стиле, полное соответствие… Имидж не обманывает, вам не удастся долгое время выдавать себя на телеэкранах за кого-то другого, особенно при такой частоте выступлений. Как-то попробовали из одного французского политика сделать весельчака под завершение его предвыборной президентской кампании, заставили «плясать на столе» и развлекать публику… Всё это позорно провалилось. Лучше уж иметь образ грубияна, чем мошенничать со своим образом».

Франк Тапиро: «Когда его видишь, даже задаёшься вопросом, что он делает в футболе — его легче представить в банке». В общем-то, как в воду — Бьелса выходец из среды политиков и адвокатов, ничто не предполагало, что он выберет футбольную карьеру!

Бьелса всегда в спортивном костюме. В Лиге 1 тренеров в цивильном после чёрных брюк и белой рубашки Эрве Ренара стало больше, но Бьелса никогда не изменяет «спецодежде» с логотипом своего клуба. Такой себе отпечаток полученного образования преподавателя физкультуры.

Жан-Люк Мано: «Одеваться в клубные цвета помогает ему быть принятым болельщиками. Только кадровые военные не снимают форму. Хочет продемонстрировать, что он не наёмник».

Доктор Марсело — мистер Бьелса. В игре, у кромки поля Бьелса внешне бывает двух видов: полностью поглощённый раздумьями, взгляд зафиксирован на воротах, в то время как угловой разыгрывают у противоположных, но это крайне редко. Большую часть времени он увлечён игрой, много общается с игроками и не только вер бал ь-но, а ещё красноречиво жестикулирует и движется.

Жан-Люк Мано: «Наблюдая в течение 90 минут его активность на тренерской скамье, готовишься к пресс-конференции в том же стиле. И отчётливо наблюдаешь две стороны этого человека: одна, когда он полностью занят своей работой, и вторая — когда он лицом к лицу с прессой».

Франк Тапиро одобряет мастерство Бьелсы впадать «в аффект во время матча, чтобы выжать из своих игроков всё наилучшее», в то же время «оставаясь довольно искусным, чтобы не прибегать к этому в своей повседневной тренерской работе… В очках, в тренировочном костюме, со взглядом в землю, манерой бормотать на испанском себе под нос без какой-либо горячности, он являет неуверенного в себе персонажа, и люди говорят себе — он слишком наивен, чтобы быть виноватым! Я никогда подобного не видел в манере общения, но это работает. Ему верят, а себе говорят, что его президент, может быть, солгал, тогда как если бы он это делал пылко и горячо, ему бы верили меньше. И он бы дал повод руководству наказать себя и даже уволить».

Можете судить сами — мнения психологов и имиджмейкеров довольно неоднозначны и оставим их разбираться далее с методом Бьелсы и казусом Бьелсы.

 

 

Post Author: admin