Машина для генсеков

В 1935 году президент Рузвельт подарил Сталину первый бронированный автомобиль. Это был белый «Паккард», созданный по последнему слову техники. Сталину в машине понравилось все, кроме цвета. Поэтому он приказал перекрасить ее в черный. И с тех пор этот колер стал обязательным для всех автомобилей членов правительства.

 

По американскому лекалу

Вскоре и другие высшие руководители пересели на бронированные автомобили модели «Паккард» различных модификаций, которых лишь в одной Москве насчитывалось около тридцати. Часть из них была дополнительно бронирована сталью наивысшего качества, сделанной на заводе ЗИС. Но перед самой войной товарищ Сталин на одном из заседаний Политбюро сказал: «Мы, члены правительства, подаем плохой пример тем, что ездим на автомобилях иностранного производства». Слово вождя — закон, и с этого момента началась история создания бронированных автомобилей отечественного производства для первых лиц государства.

В короткое время механиками Путиловского завода был построен автомобиль, полностью скопированный с американского «Бьюика». Но Сталину этот автомобиль не понравился, и заказ передали московскому заводу ЗИС.

Учитывая любовь главы государства к американскому «Паккарду», проектировку автомобиля заказали американской фирме «Амби-Бадд», которая изготовила первую партию кузовов. Советской стороне это обошлось в 1,5 миллиона долларов — огромную по тем временам сумму! Естественно, что для первого лица государства машина была бронирована. Прочность стали испытывали на полигоне Подольского завода имени Орджоникидзе в присутствии руководства НКВД. Чтобы не повредить внешний вид машины, испытания проводились стрельбой в броневую деталь двери с внутренней стороны, для чего дверь открыли на 90 градусов. Поэтому поврежденной оказалась только суконная обшивка салона, на корпусе машины никаких повреждений не осталось. Но на эту модель автомобиля Сталин так и не сел. Она разошлась среди работников обкомов. Сам же Верховный главнокомандующий по-прежнему предпочитал «Паккард». И лишь в 1942 году КБ завода ЗИС подготовило полностью оригинальный автомобиль ЗИС-110, лишь внешне напоминавший «Паккард».

Новые ЗИСы внутри отделывались дорогим «генеральским» сукном. Нижняя часть дверей, подлокотники были обиты кожей. В сиденьях пружины сверху накрывали толстыми прокладками из верблюжьей шерсти, а в самых первых машинах для этой цели использовался слой нежнейшего гагачьего пуха…

Кстати, такой декор весьма приглянулся мышам и моли, которые с удовольствием жрали обивку и наполнитель, создавая головную боль гаражным работникам.

С конвейера завода сошло несколько модификаций модели ЗИС-110. А с конца 1940-х годов автозавод имени Сталина начал выпускать новые бронированные машины, получившие специальное обозначение: ЗИС-115. Каждый из этих монстров весил свыше 7 тонн; стальной панцирь, скрытый под панелями кузова, был склепан из 6-миллиметровых листов, а толщина пуленепробиваемых стекол составляла75 миллиметров! Как рассказывали ветераны, работавшие в ту пору на московском автозаводе, первый из собранных «броневиков» прошел весьма специфическое    испытание: прибывшая на завод группа сотрудников ГБ усадила в этот лимузин   нескольких  руководящих  работников предприятия и потом в упор расстреляла машину из автоматов. Надежность брони оказалась на уровне, так что в итоге «подопытные» автозаводцы отделались лишь нервным потрясением.

ЗИС-115 внешне ничем не отличались от 110-го предшественника. Но это были истинные автомобили вождя народов. В сталинском эскорте таких автомобилей было три. Какой именно он выберет во время поездки, никто не знал — трое водителей находились в постоянной боевой готовности: обе руки на руле с включенной первой передачей, левая нога напряженно удерживала педаль сцепления. Последние годы жизни навязчивая идея о террористическом акте заставляла вождя во время поездок опускаться с сиденья на пол, поэтому многопудовая дверь была оснащена специальным замком и закрывалась на цепочку.

 

За особые заслуги

Даже небронированный ЗИС-110 купить было нельзя — только заслужить. Ну, еще они шли на «государственную службу». Машиной, например, поощряли самых заслуженных ученых. В «Весне» Григория Александрова в ЗИСе возят героиню Любови Орловой — светило в области солнечной энергии. А в жизни правительство премировало ЗИСом Игоря Курчатова — за успешное создание столь необходимого стране «изделия», тоже обладающего огромной энергией. ЗИС-110 работали в такси и скорой помощи.

А еще эти автомобили Сталин любил дарить различным зарубежным политическим деятелям. Например, одну подобную машину получил от него лидер КНДР Ким Ир Сен. ЗИС-110 Иосиф Виссарионович подарил Русской православной церкви в лице Патриарха Московского и всея Руси Алексия I за помощь в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Сталин, как бывший семинарист, отлично знал каноны церкви и лично распорядился покрасить машину в зеленый цвет, так как патриархи по Великим праздникам служат именно в зеленых мантиях — как бы символизируя торжество жизни над смертью. Еще с одним автомобилем приключилась и вовсе любопытная история. В 1953 году Сталин намеревался посетить Польшу, куда и была переправлена машина. Но поездка не состоялась, и автомобиль по распоряжению вождя передали председателю ЦК Польской объединенной рабочей партии Болеславу Беруту. Тот в 1956 году умер, и до 1984 года на машине никто не ездил. Когда родился план создать в Польше технический музей вооруженных сил, автомобиль передали в распоряжение Польской народной армии. Но до постройки музея дело не дошло, и ЗИС-115 продали частному лицу. Далее следы этой реликвии были потеряны.

 

С ветерком по бездорожью

После смерти Сталина кремлевский автопарк перешел в распоряжение Хрущева. Правда, для него часть автомобилей пришлось переделать. Так появился кабриолет ЗИС-110Б. Советский лидер любил в погожую пору ездить с ветерком — в прямом смысле слова. Уже потом для Никиты Сергеевича были собраны и вовсе уникальные экземпляры: ЗИС-кабриолет и ЗИС-лимузин поставили на ходовую часть от грузовика повышенной проходимости ГАЗ-63. Полноприводные «членовозы» предназначались специально для поездок Хрущева на целину и в труднодоступные, отдаленные сельхозрайоны.

Но новые времена требовали иной «собственной гордости» — иных машин. В конце 1950-х заводы в Горьком и Москве выпустили внешне очень похожие представительские лимузины ГАЗ-13 «Чайка» и ЗИЛ-111 (их дизайн разрабатывала одна и та же группа специалистов). Обе эти машины «синхронно» получили награды в 1958 году на Брюссельской международной выставке: Гран-при и почетный диплом. Потом, персонально для Брежнева, на ГАЗе собрали подарочную «Чайку». Среди прочих отличительных особенностей машины генсека были ее «эксклюзивный» вишневый цвет и специальное расположение спидометра. Ведь Леонид Ильич очень любил следить, с какой скоростью он мчится по дороге. Но ЗИЛы в прошлое не ушли. В 1960-х годах их собрали несколько штук -специально для работы в кремлевском гараже. В 1963 году внешний вид задней и передней частей лимузина радикально поменялся; впервые была применена четырехфарная система освещения. Модернизированной машине присвоили индекс ЗИЛ-111 Г. Именно такой автомобиль угодил под пули при неудавшемся покушении на Брежнева 22 января 1969 года.

В 1970-1980-е годы зиловские лимузины продолжали оставаться главными тружениками кремлевского Гаража особого назначения. Для обслуживания «первых лиц» с 1967 года использовали модель ЗИЛ-114. В 1976-м завод изготовил первые образцы его модернизированной конструкции ЗИЛ-4104 (интерьеры этой машины были разработаны специалистами из Англии).

В 1982 году московские автомобилестроители создали совершенно уникальную по тем временам машину: в новой модели ЗИЛ-4105 для защиты пассажиров вместо набора из отдельных плит использовалась специальная бронекапсула.

«Наследник» этого лимузина, «непробиваемый» ЗИЛ-41052 стал последней моделью легкового автомобиля, выпущенной заводом имени Лихачева. Сборка таких машин прекратилась в 2003 году. И с той поры авто представительского класса у нас не выпускаются.

Post Author: admin