Тест для четырех кандидатов в президенты

Правде нет известий, а в Известиях — правды. Эта шутка о советских газетах подходит и к кандидатам на пост президента Украины. В их программах трудно найти четкие ответы на ключевые государственные проблемы, а в предвыборной агитации сложно обнаружить что-либо, кроме стандартного набора обещаний. Подобный подход оправдан: зачем что-то детально объяснять, если большинство электората, как утверждают политологи, делает выбор сердцем, по критерию «нравится не нравится».

Но в 2014 году Украина выбирает не просто ключевого руководителя, а человека, который должен отвести страну от края пропасти, переориентировать с прежних ценностей на новые, изменить ее геополитическое положение в мире. В такой ситуации выбор лучше делать умом.

Чтобы помочь избирателям сделать его, редакция задала четырем самым рейтинговым кандидатам конкретные и мировоззренческие вопросы. НВ надеется, что ответы помогут читателям оценить как личные, так и управленческие качества претендентов.

При отборе кандидатов редакция ориентировалась на данные соцопроса компаний SOCIS, КМИС, Рейтинг и Центра им. Разумкова за апрель 2014 года.

НВ публикует ответы кандидатов в авторской редакции.

Петр Порошенко, самовыдвиженец, рейтинг — 32,9%:

— Украина получает транш в 11 млрд. евро — куда и на что эти деньги потратите вы?

— В связи с возвратом к редакции Конституции 2004 года и переходом к парламентско-президентской форме правления ваш вопрос следует адресовать правительству и Верховной Раде. Моя же задача как Президента проследить за тем, чтобы эти деньги не стали жертвой коррупции, чтобы их не разворовали, как это случалось ранее, чтобы они стали фактором макроэкономической стабилизации.

— По ситуации на юго-востоке — готовы ли будете вы, как президент, дать военный отпор сепаратистам и российским спецслужбам или у вас другие методы разрешения этой проблемы?

— С каждым следует говорить на понятном ему языке. С мирными гражданами, даже с сепаратистами, которые не брали в руки оружия,- на украинском или русском. А к террористам, которые подрывают БТР с десантниками, прессуют мирное население, занимаются убийствами, рэкета и мародерством — применим лишь язык силы. Я не пацифист, но кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет. И, пожалуйста, не надо обобщать так широко и говорить о мифическом Юго-Востоке. Его как отдельного политического явления не существует. Вы бы еще Новороссией его назвали.

-Как решить проблему с силовиками и правоохранителями, которые либо игнорируют сепаратистов, либо сдают им оружие, помещения и т. д.?

— Эту проблему решает военный трибунал. Его придумали специально для дезертиров и предателей. В такое тревожное время дисциплина важна что на фронте, что в тылу. И новая кадровая политика. Где-где, а в правоохранительных органах квотный принцип распределения должностей недопустим вдвойне. Цена кадровых просчетов здесь — человеческие жизни.

— Как вы будете строить отношения с Крымом — властями, жителями?

— Повторю то, что говорил уже неоднократно. Возвращать Крым будем не силой, а умом. Если дела в Украине нашими стараниями пойдут так, что по материковую сторону Чонгара уровень жизни будет выше, и крымчане станут завидовать херсонцам, нас ждет успех.

— На опыт какой из стран мира, по вашему мнению, стоит сегодня равняться Украине?

— Как учил классик, «i чужого научайтеся, i свого не цурайтеся». Думаю, наиболее поучительны для нас примеры стран бывшего так называемого советского блока, которые успешно трансформировались, которые стали членами ЕС: Словении, Чехии, Польши, государств Балтии. У Грузии следует поучиться, как бороться с коррупцией.

— Ваш рецепт экономического процветания страны.

— Нулевая толерантность к коррупции. Независимый суд как гарант права собственности и мощный антимонопольный комитет, который расчищает дорогу для конкуренции. Раскрепощенная частная инициатива. Простая налоговая система. И социальная ответственность бизнеса — как на Рошене.

— Кого из исторических или ныне действующих госдеятелей вы бы взяли себе в советники и почему?

— Ли Куан Ю создатель современного Сингапура. Лешек Бальцерович архитектор польских реформ. Вацлав Гавел первый президент Чехии.       Они изменили свои страны до неузнаваемости. К лучшему, разумеется.

— Три последние книги, которые вы прочитали.

— Ярослав Грицак, 26-й процент, або як подолати icmopiw; Александр Пасхавер, Кем быть; Карл Маннергейм, Мемуары.

Михаил Добкин, кандидат, выдвинутый Партией регионов, рейтинг — 4,2%:

— Украина получает транш в 11 млрд. евро — куда и на что эти деньги потратите вы?

— Эти деньги должно тратить правительство исходя из распределения полномочий по Конституции нашего государства. Но если вы меня спросили о моих приоритетах — я бы однозначно направил эти средства на модернизацию нашей экономики.

— По ситуации на юго-востоке — готовы ли будете вы, как президент, дать военный отпор сепаратистам и российским спецслужбам или у вас другие методы разрешения этой проблемы?

— Для разрешения этой проблемы необходимо использовать абсолютно другие методы, чтобы не давать никому отпор, а прекратить беспощадную и глупую войну со своим собственным народом и найти возможность примириться с Российской Федерацией, без которой мы ни экономически, ни ментально долго не проживем.

— Как решить проблему с силовиками и правоохранителями, которые либо игнорируют сепаратистов, либо сдают им оружие, помещения и т. д.?

— Я думаю, что, исходя из второго вопроса, третий отпадает сам по себе. Но реформировать правоохранительную систему необходимо быстро и кардинально. Как будет называться наша милиция — полицией, милицией или как-то по-другому — не столько важно. Главное, чтобы правоохранительные органы вышли из того состояния, в котором они сегодня находятся, и самое главное, чтобы общество вернуло доверие к милиции.

— Как вы будете строить отношения с Крымом — властями, жителями?

— Это будет в первую очередь зависеть от наших отношений с Российской Федерацией. Мою позицию знают все. Она строится на восстановлении в полном объеме экономических и гуманитарных связей с РФ. А когда мы перестанем строить баррикады или рыть рвы друг напротив друга, тогда мы, восстановив экономическую кооперацию, сможем решить самые сложные вопросы, в том числе и крымский вопрос.

— На опыт какой из стран мира, по вашему мнению, стоит сегодня равняться Украине?

— Украина — уникальная страна. Украина по многим направлениям является неординарным государством и даже в чем-то задает тон.

Если говорить об опыте других стран, то здесь нужно использовать опыт всех стран мира, которые, переживая подобные нам кризисы, сумели выйти из них и стать сильнее. Поэтому опыт всех государств нам будет полезен. Зацикливаться на каком-то одном направлении для нас сегодня абсолютно бесперспективно и неправильно, поэтому будем здесь многовекторными.

— Ваш рецепт экономического процветания страны.

— Опыт всех успешных государств показывает, что самый главный экономический успех — а значит, и успех в целом как государства — кроется в экономическом успехе. Опять же, опыт всех ведущих успешных государств показывает, что сильная экономика есть там, где есть сильный бизнес. А сильный бизнес может быть только там, где ему не мешают работать. Поэтому, исходя из главного предназначения власти — создавать условия для всех, в том числе и для бизнеса, я считаю, что Украина обязана построить такие взаимоотношения с обществом и бизнесом, чтобы в Украине было выгодно и комфортно работать как отечественным бизнесменам, так и иностранным инвесторам. Поэтому либеральные отношения в бизнесе, принцип работы — «разрешено все, что не запрещено», минимальный контроль и вмешательство государства — это, наверное, то, что позволит нам построить без каких-либо специальных экономических или налоговых преференций для бизнеса такие условия, при которых к нам будут стремиться так, как сегодня стремятся в Сингапур, Шанхай и другие города и страны, которые находятся на первых местах по комфорту ведения бизнеса.

— Кого из исторических или ныне действующих госдеятелей вы бы взяли себе в советники и почему?

— Я думаю, что каждый руководитель — это прежде всего человек, способный принимать решения. Для того чтобы он мог принять решение, ему нужна хорошая команда, которая будет помогать ему сформировать различные точки зрения, опираясь на которые он сможет выбрать единственно правильное решение. Поэтому говорить о лидерах общественного мнения, государственных лидерах, политиках как о советниках не приходится. Это люди, которые сами принимают решения. А советник — это тот человек, который это решение готовит. Поэтому я думаю, что не надо для украинского успеха подбирать какую-то выдающуюся личность, которая на каком-то историческом этапе смогла для своей страны и своего народа совершить нечто, что поставило ее на особый пьедестал. В Украине достаточно умных, порядочных, профессиональных людей, которые готовы работать во всех сегментах государственного управления, в том числе и советниками для тех, кто обязан принимать решения. Сейчас в Украине найти бы человека, который бы не боялся принимать решения. Если или когда украинский народ мне доверит это, я решения буду принимать быстро, качественно, а главное, в интересах всего нашего государства.

— Три последние книги, которые вы прочитали.

— Сейчас перечитываю Михаила Булгакова и Валентина Пикуля. Очень современно. Читаю Дерзость надежды Барака Обамы.

Сергей Тигипко, самовыдвиженец, рейтинг — 5,7%:

— Украина получает транш в 11 млрд. евро — куда и на что эти деньги потратите вы?

— Сейчас задача номер один — финансовая стабилизация, выплата старых долгов. Но какой ценой — повышение тарифов, замораживание зарплат и пенсий. Именно под эти условия кредит и выдается, причем МВФ будет жестко контролировать бюджетные доходы. В дальнейшем кредиты следует направлять на создание рабочих мест, а не на проедание. Приоритеты — поддержка отечественного производства и строительство инфраструктуры. Промышленности нужны льготные кредиты, беспроцентные ссуды для покупки отечественной продукции машиностроения, поддержка экспорта и программ модернизации производства.

— По ситуации на юго-востоке — готовы ли будете вы, как президент, дать военный отпор сепаратистам и российским спецслужбам или у вас другие методы разрешения этой проблемы?

— Украина должна быть нейтральной, но всегда готовой дать отпор агрессору, как Швейцария. Нам нужна компактная профессиональная    армия, а также хорошо подготовленные мотивированные резервисты, которые в  случае необходимости могут стать в ряды ополчения. Но   сейчас проблема не только и не столько в этом. Никакие диверсанты не могут раскачать ситуацию, если граждане страны доверяют своей власти. А с этим у нас проблемы. Новая киевская власть не сделала ни одного шага навстречу Юго-Востоку. Ситуация доведена до гражданского противостояния. Теперь задача номер один — мир. Ни один гражданский конфликт никогда не решался силой. Нам придется договариваться. Лучше рано, чем поздно. Цена промедления — человеческие жизни. В тех регионах, где ситуация крайне напряжена, нужно провести переговоры с людьми, пользующимися авторитетом в обществе,- врачами, учителями, инженерами, бизнесменами     ми. Необходимо их слушать, постоянно показывать, что идет диалог с регионами, показывать конкретные шаги, которые делаются по их предложениям.

Кроме того, нужна вторая международная конференция — Женевская не сработала. А без снятия конфликта на уровне США, России и ЕС отрегулировать политическую ситуацию нам будет очень сложно. И это нужно делать очень быстро, потому что в Украине нарастает экономический кризис. А если он належится на то, что происходит в политике, у нас будут очень тяжелые времена.

— Как решить проблему с силовиками и правоохранителями, которые либо игнорируют сепаратистов, либо сдают им оружие, помещения и т. д.?

— Я — не сторонник силового решения проблемы. Оружием мир не восстановишь. Настроение жителей Донецкой области становится все хуже по отношению к центральной власти, а значит, чем жестче будет действие власти, тем большее противостояние оно вызовет. Мы должны делать конкретные шаги навстречу юго-востоку Украины — принять закон о местном референдуме, решить вопрос с русским языком, отставить правительство и изменить его конфигурацию — в нем должны быть люди, которые будут представлять Юг и Восток страны.

— Как вы будете строить отношения с Крымом — властями, жителями?

— Я бы провел параллель с политикой Китая в отношении Тайваня. С одной стороны — полная политическая изоляция и жесткое пресечение любых попыток признать Тайвань. С другой — стимулирование инвестиций, туризма, всего, что привязывает к материку экономически. Необходимо максимально интегрировать Крым в нашу экономику, продавать им воду, электроэнергию, наладить туризм, создавать любые зоны, способствующие нашей торговле, и благодаря таким шагам нам намного легче будет со временем вернуть Крым.

— На опыт какой из стран мира, по вашему мнению, стоит сегодня равняться Украине?

— Интересен опыт Финляндии — за умение правильно распорядиться своим географическим положением и природными богатствами. Эта страна смогла построить сильную экономику рядом с Россией. Ориентиром для нас должны стать и передовые системы социальной защиты и образования, созданные в этой стране.

— Ваш рецепт экономического процветания страны.

— Лучших стимуляторов, чем машиностроение, строительство и ВПК, для экономики нет. Будут эти отрасли развиваться или нет, зависит от того, сможем ли мы сохранить рынки в той конфигурации, в которой они были до сих пор. С начала года мы потеряли 31% российского рынка, 33% белорусского и больше 40% казахского. На фоне конфликтных отношений Украина много теряет. Кроме того, нужно развивать сельское хозяйство. Ведь Украина — уже второй экспортер зерна в мире, но надо не только зерном и маслом торговать, а заняться глубокой переработкой. Наконец, нашей точкой роста может стать IT — наши программисты уже успешно работают в мире, и есть значительный потенциал роста.

— Кого из исторических или ныне действующих госдеятелей вы взяли бы себе в советники и почему?

— В 1998 году североирландские политики Джон Хьюм и Дэвид Тримбл получили Нобелевскую премию мира за прекращение сложнейшего затяжного конфликта в Северной Ирландии между сторонниками сохранения региона в составе Соединенного Королевства и сторонниками присоединения к Ирландии. Этих политиков взял бы к себе в советники, так как сейчас для Украины главное — это мир.

Не хватает общения с покойным Александром Васильевичем Разумковым, с которым работал и дружил. Украина испытывает острый дефицит людей с государственным мышлением такого уровня.

— Три последние книги, которые вы прочитали.

— Булгаков, Белая гвардия; Николай Аркас, История Украины-Руси; рассказы Николая Гоголя.

Юлия Тимошенко, кандидат от партии Батькивщина, рейтинг — 9,5%:

За неделю не смогла ответить на вопросы.

 

Post Author: admin